Что такое Апанас?
Коллектив авторов ЛитПроСвета
Наши читатели часто задают вопросы, которые дают нам богатую пищу для размышлений и рассуждений. При ответе на них у нас порой возникают нешуточные дискуссии и даже споры, но и результат получается интересным.
Так недавно нам задали вопрос:
«О чём детская игра «Апанас»? Что означает слово «апанас»?»
Из этого вопроса родилась небольшая статья-ответ, которую мы решили предоставить вам на суд.
Мы прекрасно понимаем, что вопрос – это зло, но сегодня люди ещё не научились вновь получать знания, не задавая вопросов: спрашивать так, чтобы вопрос не прозвучал, а нужная информация была получена.
Историю и правила игры «Апанас», или «Панас», можно по первому же запросу отыскать в международной сети.
Это наши старые добрые «Жмурки». Слово «жмуриться» означает «закрываться сильно сжатыми веками», «смежить», «закрывать глаза», «делать для глаз темноту».
Что из себя представляет игра и как в неё играть, мы все с вами прекрасно помним. Поэтому описывать процесс мы не будем.
Перейдём ко второй части вопроса.
Всем нам известно, что Панас – это имя собственное, имеющее несколько значений. Оно получило распространение в виде мужских личных имён, фамилий и топонимов. Так, например, на карте можно встретить реки Большой Панас и Малый Панас.
Как нам говорит та же сеть, Апанас – локальная форма имени Афанасий, то есть «п» и «ф» переходят друг в друга. В греческом = жреческом алфавите имя «Ἀθανάσιος» пишется через букву «фита» в виде Θ, θ. Она звучит как «тетта» и даёт букву «т». В русском языке сегодня нет такой буквы.
Так же эта буква могла читаться в различных словах как «ф» или «д», да и написание её похоже на эти буквы. В латинице её можно встретить в виде сочетания букв «th».

Само слово «панас» означает «смерть», «смертный». На латыни оно запишется как «thanatos». «А» – частица отрицания, поэтому «a-thanatos», или «афанас», означает «бессмертный».

«Апанас» и «Аθанас» – «Атанас» – в обратную сторону читается, как «Саната» или «Сатана». На арабском слово «сатана» звучит как «śayṭān» – «шайтан» – «чёрт». Сатана – «противник», стоящий против чего-то. Хотя здесь примешивается ещё слово «саната» = «соната».
Как мы знаем, в русском языке буква «а» противостоит, противоположна, букве «о», и они часто заменяют друг друга при произношении. Таким образом, «саната, сатана», превращается в «сонату», что означает «звучание». Звучит жизнь.

Чёрт – это черта, линия, отделяющая свет от тьмы, день от ночи, жизнь от смерти. У астрономов она называется терминатором. Из русских народных сказок мы знаем, что и баба-Яга всегда встречает героя на границе света и тьмы. Такой вот сказочный Терминатор получается.

Сатана же стоит против света, на стороне тьмы или во тьме, в потустороннем царстве, против звучания жизни.
В жаргоне сегодня сохранилось значение слова «жмурка» в значении «слепой», а также «жмур» или «жмурик» в значении «покойник».
По мнению исследователей фольклора «Жмурки» – достаточно древняя игра-ритуал. Сюжеты игры широко представлены в различных произведениях, картинах и скульптурах. Сведенья о ней отразились в сказках и мифах.

Интересно, что несколько видоизменённое слово «панас» или «танас» переходит в форму «танаис». Из древнегреческой мифологии нам известно, что Танаис и Танатос – древнегреческие богини загробного мира, а созвучный им Адонис – воскресающий бог, почти бессмертный. Тьма и смерть – на левом берегу, за рекой. Низкий берег реки всегда считался стороной дневной, светлой, стороной Света. Высокий берег считался стороной ночной, тёмной, стороной Тьмы. Таким образом, низкий берег – это берег Афанасия, Апанаса, а высокий – берег Панаса, Танаса.
Само слово «панас» означает «смерть», «смертный». Такая вот детская игра получается.

В ней происходит взаимодействие видимого и невидимого, явленного и скрытого, социального и несоциального. Одной фразой игру можно описать так: «слепой ищет зрячего – мёртвый ищет живого».

Хотя, мы только сейчас считаем, что это страшно, и не может такого быть, чтобы детская игра такой смысл несла. Однако может.

Суть игры – стремление к целому, то есть две части должны соединиться в единое, и это бесконечный процесс. В игре периодически идёт смена ролей «ищущего» и «скрывающегося».

Раньше большинство игр носило ритуальный характер. Мало того, что дети развивали в ходе игр навыки и умения, игра была своеобразным заговором, оберегом от смерти, злых духов и им подобных. Игра учила, закаляла и оберегала.
Но в игру играли не только дети. Была широко распространена игра в жмурки и среди молодых. В ходе неё женихи ловили невест. Этот обряд ещё не так давно был известен в глубинке центральной России и в Оренбуржье. А в немецком языке, применительно к игре, бытовало выражение «слепой ходок» в значении «холостяк» или «бездетный муж». Суть таких жмурок в том, что когда ты один, то стоишь на позиции одиночества, угасания рода, смерти, когда ты находишь пару, то находишь жизнь, продолжение рода.

Игра была повсеместной и имела несколько сюжетных линий, информационных слоёв-печатей. Позже, игра потеряла ритуальное значение, стала игрой светских господ, стала просто развлечением.

Понять, что такое печати и подробнее ознакомиться с ними вы можете в наших книгах из серии «Сказка за семью печатями».
«Фита» в славянском написании похожа на знак Козерога или «лежащего на боку» Рака. По Русской Ясне – это нулевая полка, которая соответствует загробному миру, сну, лежачему положению человека, а также соитию. В некоторых разновидностях игры «водящему» завязывали глаза, он ложился в центре круга, и его засыпали листьями. В какой-то момент он вскакивал и начинал искать.
Буквы алфавита раньше соответствовали определённым цифрам. Буква «фита» – цифре «9», которая и сейчас начинается на букву «д».
Используя Русскую Ясну, мы выяснили, что цифре «9» соответствует гора Меру, гора Голгофа, на которой человек держит ответ за прожитую жизнь. Либо у него всё в плодородии и достатке, либо его распинают. Также эта цифра соответствует кладбищу или черте, за которой ты меняешься, становишься другим. В ритуалах эти действия соответствуют переходу через границу-реку. Поэтому с игрой тесно связаны сюжеты загробного мира.
В этой же цифре, но по другой раскладке, находятся свадьбы. Отсюда и свадебные сюжеты в игре: поиск невест или женихов. Во что бы то ни стало на горе Меру надо было найти своё звучание жизни.

Выше мы упоминали о терминаторе, как о границе света и тьмы. Так вот, в цифре «9», где стихия Воды, находится водяной уровень, водная гладь, зеркало, западный горизонт. Зеркало, как мы знаем, тоже является границей мира настоящего – живого, и мира неживого – потустороннего, подводного – зазеркалья. Это граница между Востоком и Западом, между низким и высоким берегом реки, между днём и ночью или светом и тьмой.
На стыке миров оно являет призраки – миражи в виде образов. Здесь же стихия Воды, над которой часто миражи появляются. Видны они и в пустыне, над волнами песка. Когда человек смотрел в зеркало, из глубины зазеркалья на него глядело фантомное отражение, стоящее против. Между ними возникала линия световода – терминатора. Каждодневно всякий мог смотреться в зеркало, но в доме, где умер человек, зеркала завешивали, чтобы через терминатор из потустороннего мира никто не являлся. В мифологических и сказочных сюжетах мы можем наблюдать такие переходы между мирами.

Всяческие ошибки также находятся в цифре «9». Так, например, в «Одиссее» Гомера ошибается циклоп Полифем. Одиссей бежит со своими людьми от ослеплённого им циклопа. Полифем ищет беглецов руками, но не находит, а потом беглец начинает окликать ищущего. Всё, как в игре.
Как мы писали выше, буква «а» часто заменяет букву «о» при произношении. В таком случае Адонис превращается в латинское «Odonata» – стрекоза. На Руси стрекозой называли коромысло, а задача коромысла – уравновесить груз. Мы снова вернулись к уровню – равновесному, пограничному состоянию.

А многие до сих пор ещё помнят, что стрекоз коромысликами кличут.

Доподлинно неизвестно был ли Адонис стрекозой, но такие выпученные зенки точно не зажмуришь...

Вот такие вот «Жмурки» получились.
Made on
Tilda