Тайна усадьбы Быково
Автор – Анастасия Александровна Скиба
Архитектор усадьбы

Когда нас пригласили прогуляться по усадьбе Быково, мы были в предвкушении. Мы увидим красивые липовые аллеи, сможем оценить изящество флигелей, найти ориентиры на созвездия… Но в реальности ничего этого мы не обнаружили. Двухэтажное здание с башней никак не походило на красавицу-лебедь, которая плывёт по водам пруда. И хотя пруд был, но где-то далеко внизу. Зачем он там, когда можно было сделать целую систему прудов из реки Быковки, протекающей у подножия холма?

Первая мысль: какой дилетант это строил! Но первая мысль не всегда правильная. Посмотрим на этого «дилетанта».

Баженов Василий Иванович – имя в истории архитектуры очень значимое. Учился у известных архитекторов своего времени, был послан в Париж и Рим для изучения архитектуры, принимал участие в громких строительствах в Москве. Так что он не дилетант. Знал, что делал и зачем.

Интересна судьба Баженова и его произведений. Сын дьячка стал любимым архитектором Екатерины Второй. Построил шедевральный дворец для неё, который она велела снести. Что за прихоти!

Проходил науку у лучших архитекторов, стал академиком Парижской, Римской, Флорентийской, Булонской Академий. В те времена это было мировое признание. Никто ещё из русских до той поры не имел такого признания. Ему поручена перестройка Кремля, но что-то пошло не так, и ему приходится заниматься частными заказами, самый известный из которых – дом Пашкова. Кто видел это произведение архитектурного искусства, не может не удивиться, что такого уровня мастер вынужден перебиваться малюсенькими домиками, вроде усадьбы в Быково. Нет, в этой судьбе явно что-то не так.

О Баженове на самом деле очень мало написано. Почти все исследователи начинают знакомство с его биографией со «Словаря» Болохвитинова. А помогали Белохвитинову собирать информацию по «писателям» наш любимый историк Николай Новиков и таинственная личность, по фамилии Бантыш-Каменский. А от этих двух правды не жди.
Двое: я и моя тень
Мы гуляем по усадьбе Воронцовых в селе Быково Раменского района Московской области. Мы решили присмотреться к архитектору этой усадьбы и обнаружили, что современник Баженова, его друг и одноклассник Иван Егорович Старов имеет точно такую же биографию, как и наш герой. Только его работы ждала более удачная судьба. Оба: и Баженов, и Старов, – начинают творить одновременно: Баженов в Москве, Старов – в Петербурге в 1775 году.

Просто близнецы-братья!

Мы предполагаем, и у нас есть на то основания, что Баженов и Старов – это одно целое. Каким образом? Первый вариант, что это один и тот же человек. Второй вариант, и ему мы отдаём предпочтение, заключается вот в чём.

Когда Старова назначили ведущим архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», у него появилось очень много работы. Особенно в Северной столице. Чтобы работа шла одновременно и в Питере, и в Москве, Старову нужно было разделиться: одна его половина занимается Питером, другая – Москвой. Но это не под силу обычному смертному. Поэтому и возник проект «Баженов Василий Иванович».

Если рассмотреть значения имён, то «бажен» – это красивый, важный, умный. Именно этим отличалась архитектура и Старова, и Баженова. Старова звали Иваном, вот и отчество у нового архитектурного детища стало Иванович. Ну, Василий – это царский. Создавая этот проект, архитектор подразумевал, что Баженов Василий Иванович будет творить для царской семьи. Собственно, этим Баженов и известен.

Кто же скрывался под этим именем? Мы предполагаем, что под этим именем творили несколько архитекторов – учеников Старова. Это была своеобразная школа главного архитектора Санкт-Петербурга и Москвы.

Вот такой Василий Иванович Баженов начинает строить «усадьбу» для генерал-поручика Измайлова неподалёку от посёлка Быково.
С горя или с радости?

Мы гуляем по усадьбе Быково, любуемся домом, который по легенде построил Баженов. И удивляемся скромности великого архитектора, который в это время планирует постройку Московского Кремля. Неужели у него оказалось так много времени, что он решил помочь своему другу и построить заодно с Кремлём маленькую дачку Михаилу Измайлову?

Исследователи говорят, что Баженов взялся за усадьбу Измайлова с горя, когда императрица раскатала его новое детище – Царицынский дворец, а самого его чуть не сослала в Сибирь. Но посмотрим на даты. Екатерина повелела заложить дворец Царицыно в 1776 году, когда ещё Баженов не лишился её покровительства, а усадьба Быково начинает строиться на год раньше этого события в 1775.

Правда, когда мы подошли к главному дому усадьбы Быково, мы уже не увидели внешней, чисто Баженовской, отделки. Дом в 1850-х годах ремонтировался, вернее его заново облицевали. Планировка дома осталась прежней.

Но историки продолжают настаивать: усадьбу строил и проектировал именно Баженов, приводят в пример ротонду на пруду – она точно Баженовская. Нам не хочется огорчать любителей усадьбы, но изначально, когда построили каменный дом на этом месте – подобной беседки здесь не было. Беседка появилась тогда, когда внук Измайлова решил обустроить территорию над речкой Быковкой – сделать из неё усадьбу. Тогда добавили Эрмитаж, ротонду, оранжереи и прочие необходимые постройки.

Изначально усадьба Быково усадьбой не являлась. Наследница Измайлова это очень хорошо знала, поэтому никогда не приезжала сюда. Это была тайна, которая и умерла бы вместе с Ириной Воронцовой, если бы дома не умели говорить.

А где фундамент?

Мы продолжаем гулять по усадьбе Быково. Мы уже узнали, что строил эту усадьбу известный архитектор Баженов Василий Иванович. И сейчас мы стараемся разобраться во многих неясностях. Например, в том, что планы и чертежи известных архитекторов не содержат фундамента. Почему?

Одна из главных загадок архитектурного наследия 18-19 веков заключается в том, что ни на одном из чертежей вы не увидите фундамента будущего здания. Мы просмотрели многие чертежи и Старова, и Баженова, и Казакова, но на всех – фасады с разных сторон и планировка этажей. А фундамента нет. А у Быковской усадьбы времён Баженова и планов фасада не сохранилось…

Как же тогда строили этот каменный дом? Это не сруб, который кладётся на специальный вал, а большое многоэтажное каменное здание. Нам, дилетантам, сойдёт любой ответ, но профессионалам разве не интересно, как подводили фундамент под будущий дом? Это же своя специфика: от правильно подведённого фундамента зависит будущее всего дома. Могут пойти трещины по стенам, обрушится часть дома, похоронив под собой и жильцов.

Иногда можно услышать, что красивые и чёткие фасады и планы комнат нужны для утверждения заказчика. Зачем ему показывать чёрную работу, когда клиент покупает красоту?

Всё правильно, друзья. На этих чертежах стоят подписи именитых особ, может, поэтому чертежи и дожили до наших дней? Любим мы всё блестящее… А для строителей должны были быть свои чертежи… и были, но только по стенам и стыкам, но фундаментов в них тоже нет.

И всё же фундаменты у зданий, построенных этими архитекторами, есть. Эти красивые произведения архитектурного искусства стоят до сих пор и радуют нас, благодаря тем, кто грамотно провёл георазведку, выбрал место, укрепил подошву здания и подвёл фундамент. И это были не архитекторы.
Я архитектор – я так вижу!
Гуляя по усадьбе Быково, мы удивляемся некоторым особенностям архитектурных чертежей. Например, мы не находим чертежей фундаментов зданий.

Нам рассказывают, что, по задумке Баженова, дом в Быковской усадьбе поставлен на искусственный холм. Девать им некуда было землю, которая осталась от устройства прудов, вот Баженов и решил: а пусть будет искусственный холм. Ничего подобного ни прежде, ни после он не устраивал, хотя прудов в его проектах предостаточно!

Отсутствие фундаментов на планах удивляло и строителей в середине 19 века. Тогда многие застройщики натыкались на старые постройки. И убеждались, что предки умели строить очень сложные фундаменты. Эта часть здания тоже требует точных расчетов. Каменное высокое здание можно построить только на твёрдом материке – так называется в геологии однородный пласт, слой земли, который имеет одинаковую мощность и большую площадь. Для того, чтоб найти этот пласт, надо сделать по периметру будущего строения геологическую разведку, заложить шурфы, пробурить скважины. Только после этого решается, можно ли строить здесь дом.

Вот выдержка из книги 1869 года: «Постройки, помещаемые под зданием и не приносящие никакой непосредственной пользы, но предназначенные только для принятия на себя всего груза строения и для передачи его материку, называются основанием строения.

Фундамент есть нижняя часть строения, простирающаяся ниже поверхности земли до встречи с земным пластом, который способен сопротивляться давлению, производимому грузом строения.

Верхняя поверхность грунта, соприкасающаяся с нижнею поверхностью фундамента, та поверхность, по которой давление фундамента передаётся земле, называется подошвою здания».

То есть многоэтажное здание усадьбы Быково имело свой хорошо спланированный и устроенный фундамент, иначе здание не дожило бы до наших дней.
Так кто же строил фундамент?

Итак, мы убедились, что многоэтажный дом можно построить только на твёрдом ровном участке, который будет держать фундамент и здание на поверхности. А для этого надо провести полевые исследования.

Так где эти исследования в работах известных архитекторов: Старова, Казакова, Баженова? Нам говорят, что всё это сгорело в пожарах. Значит, красивая фасадная часть осталась целой и в пожаре не сгорела, а планы фундаментов сгорели? Ой, какая избирательность огня!

Плана нет, а фундамент есть. Значит, всё-таки кем-то была проведена геологическая разведка, были взяты пробы грунта. Только делали это не архитекторы, а люди, которых мы с вами называем каменщиками, а точнее – вольными каменщиками. Именно они за этот фронт работы и отвечали.

Давайте разберёмся с этимологией этих слов. Каменщик – тот, кто знает всё о камне, может с ним работать, знает, где его искать и какой где применяется. А почему же он вольный?

Часто в словарях сегодня можно встретить объяснение того, что вольный и свободный – слова-синонимы. Но мы-то с вами знаем, синонимов в русском языке нет. Если существуют два слова, значит, они объясняют два различных понятия. Свобода – это территория известная, обжитая людьми. Здесь всё ясно и понятно. А воля – неизвестная территория, здесь люди не живут, дома не строят.

Поэтому вольный каменщик – это тот, который работает с вольной землёй, землёй неизвестной, необжитой. Он приходит на непаханые земли, изучает особенности, принимает решение, что можно здесь построить.

Это гильдия первопроходцев от строителей. Именно они строили фундаменты под каменные здания, поэтому у архитекторов и нет их чертежей и расчетов. Каменщики, как и все гильдийцы, строго хранили свои секреты.

Вольных каменщиков мы знаем под другим именем – масоны. И привыкли считать, что этот орден придумали богатые для того, чтоб оказывать влияние на развитие ни много ни мало всего мира.
При чём тут масоны?

Гуляя по усадьбе Быково и разбираясь с его чертежами… вернее, с полным их отсутствием, мы вышли на след вольных каменщиков. Ну как же без них! Все тайные и великие дела 18 и 19 веков делались масонами. Так, во всяком случае, нас убеждают СМИ.

Когда вольные каменщики стали теми масонами, которых мы знаем? Это нетрудно узнать. Масонское движение удивительным образом совпало с последними фазами строительства Санкт-Петербурга. То есть каменная громада была построена (или восстановлена – это как кому нравится) руками вольных каменщиков, в прямом смысле этого слова – гильдией каменщиков. Конечно, не руками самих Великих Архитекторов, а их товарищей.

К 1717 году основная титаническая работа в Петербурге была окончена, а что делать со всей оставшейся братией каменщиков? Эту армаду нужно было занять делом. Вот тогда они и объединились в орден. В советское время нам сказали бы, что каменщики создали свой профсоюз. А тогда такой союз назывался орденом.

Нужна была масонам власть над миром? Нет. Архитекторам важно было обеспечить своих подчинённых работой. А народ предпочитал рубить деревянные дома. Возникла необходимость получать заказы на каменные грандиозные строения от тех, кто мог такие заказы дать.

А чтобы дело у каменщиков не останавливалось, хорошо бы, чтоб вся страна перешла от деревянного зодчества к каменному.

Старов, Баженов, Казаков были не просто вольными каменщиками. От их умения договариваться зависел достаток гильдий. Они были теми, кто представлял свою гильдию, свой орден в верхах.

А что же Быково? Такое маленькое строительство вряд ли могло дать достойный заработок каменщикам. Может, дело в Михаиле Измайлове? Чем он был так важен масонам?
Кто такой Измайлов?

Михаил Михайлович Измайлов был хозяином усадьбы Быково в то время, когда там хозяйничал Василий Иванович Баженов.

В 1768 году Екатерина назначила его главным в Экспедиции Кремлёвских строений. Случилось это почти сразу после того, как Баженов со товарищи занялись исследованием Московского Кремля.

Помните, мы говорили, что для того, чтоб возвести что-то массивное, каменное, нужно проводить разведку земли. И эту часть работы выполняли масоны. Но Кремль – это не воля, а свобода, то есть освоенная территория, в которую просто так шурф не вставишь. Несколько лет архитектор изучал землю, после чего создал проект Большого Кремлёвского дворца. И Екатерина его утвердила.

Думается, здесь не обошлось без заступничества Измайлова. Поэтому он и был назначен главным в этом деле, то есть – отвечал головой. Так что попроси Измайлов Баженова построить забор – построил бы не пикнув, причём сам бы и гвозди забивал.

В интернете перепечатывается информация о том, что якобы Михаил Михайлович тоже был масоном. Но подтверждения этой информации мы не нашли. Полагаем, что Измайлов не был масоном, иначе ему тоже досталось бы на орехи, когда Екатерина устроила облаву на вольных каменщиков.

Вообще про Измайлова очень мало информации. Кто он такой, откуда взялся? Первый раз его фамилия всплывает только тогда, когда заходит речь о Быковской усадьбе. Второй – когда начинают рассуждать о его племянницах, Ирине и Евдокии Измайловых. И то их имена и фамилии обнаружили случайно исследователи-пушкинисты. В Евдокию был влюблён Пушкин, а Ирина, рано оставшись вдовой, везде сопровождала семейство сестры.

Умиляет информация о том, что Измайлов якобы строил усадьбу для жены и даже дал ей название Марьино. Почему «якобы»? Попробуем разобраться.
Жена Измайлова

Жена Михаила Измайлова – Мария Александровна Нарышкина. Числилась в списках фрейлин Елизаветы Петровны с 1749 года, когда ей было предположительно 19 лет. Вышла замуж в 26 лет. Детей у неё не было. Умерла в 50. Похоронена в Малом Соборе Донского монастыря. Вот и всё, что нам о ней известно.

Но 26 лет – это очень большой возраст для замужества! Раньше, если девушка до 20 лет не вышла замуж, она считалась старой девой. А тут она только в 19 лет стала фрейлиной. А что делали её родители, когда ей было 16 лет? Оба: и отец, и мать, – занимали хорошие посты, правда, отец всё время попадал в опалу. И когда Машеньке было 16 лет, её папенька скончался, а через три года маменька вдруг стала начальницей фрейлин, заодно пристроив и двух дочек. А ведь раньше вдов на эту должность не назначали. Есть над чем задуматься.

Видимо, Машенька была страшненькой, так как никто на неё не позарился. Елизавета сама искала ей жениха. Просто приказала Михаилу присылать сватов – и дело с концом. С наследством у дочери сенатора было всё в порядке, так как Измайлов взял за Марией Александровной хорошее приданое.

Измайлову было 32 года. По нашим меркам, оба были в расцвете сил: деньги есть, чин при дворе – тоже, жить – есть где, а детей – нет. В усадьбе Быково Мария Александровна никогда не была и вряд ли вообще представляла, где это.

Всю свою жизнь Мария жила в Санкт-Петербурге. Только с 1768 года она с мужем переехала в Москву. Здесь у семьи был хороший дом. У Измайлова было много работы – не до дачных радостей, а его жена много болела, на балы не ходила, рауты у себя не устраивала.

И через 4 года после начала строительства Быковской усадьбы Мария скончалась. Умерла она в Москве. Не стал бы Измайлов хоронить жену за тридевять земель от Быково, живи они в Быково. Похоронил бы здесь, на местном кладбище. Но нет, ей отвели место в Донском монастыре.

Да и не мог Измайлов отправить сюда жену, так как атмосфера в Быково на тот момент была нездоровой. Жизнь между большим коровником и каменными карьерами была ужасна.

Так что усадьба Быкова была нужна не для жизни семьи, которой собственно у Михаила Михайловича и не было.
Каменоломни

Юго-восток Москвы в те далёкие года, когда строилась усадьба в Быково, снабжал Москву и московские производства природными ископаемыми.

Сама усадьба расположилась аккурат напротив Чулковских и Мячниковских карьеров. Здесь, в Чулково и верхнем Мячникове, добывался почти весь белый известняк, из которого строилась каменная Москва. На западе и востоке от Быково располагались карьеры, Люберецкие и Бронницкие.

Известняк, щебень, песок – всё добывалось здесь и шло в дело. Работали на карьерах местные крепостные мужики и каторжники. Бараки, неказистые хижины располагались по обе стороны реки, выносящей из Москвы грязь большого города.

Кто-то не выдерживал этой жизни, подавался в бега, кто-то умирал от болезней и тяжёлой работы. Кладбища и лазареты как раз и находились на том берегу, где стоит усадьба. Атмосфера карьеров очень хорошо описана в многочисленных романах 18-19 веков. Вряд ли Измайлов хотел бы, чтоб его семья проводила здесь лето.

Мы помним, что в 18 веке, когда строилась усадьба, не было больших самосвалов, экскаваторов, ленточных транспортёров и прочих механических помощников горно-обогатительных заводов. Вместо техники использовались быки. Отсюда и название деревни – Быково. На карьерах животные работали, а жили, паслись, росли как раз в том месте, где располагался аэродром Быково. Водопой животных как раз и был устроен на реке Быковка.

Вот только умирать от тяжёлой работы просто так им никто не давал. Если животное ослабевало или получало увечья, его не кормили даром, а отправляли на мясное производство. Есть на юго-востоке Москвы переулки Скотопрогонные, там обречённые животные и входили в город. А отправляли их туда как раз из Быково.

Итак, с одной стороны – стада быков, с другой – карьеры с каторжниками, а посередине – усадьба для жизни семьи высокопоставленного чиновника, с которым сама императрица лично вела дела…

Вы как хотите, но я не верю, что Измайловым хотелось бывать в этом месте. Почему же он построил здесь дом?

А дом ли это?

Каждый, кто гулял по усадьбе Быково и рассматривал хозяйский дом, обращал внимание на башню. На ней явно располагались часы с боем. Для усадеб такое строение не типично.

По нашим исследованиям, башни с часами ставятся только там, где располагается университет или школа.

Посмотрим на старинные университеты Европы. Если здание в очередной войне не было разрушено, около него обязательно обнаруживается башня с часами.
Сухаревская башня – школа и лаборатория Якова Брюса, Краковский университет, университет в Болонье. В любом из сохранившихся университетов вам покажут эту башню и расскажут историю, что именно из неё спускался к педагогам и студентам ректор. Обычно возглавляли учебное заведение в очень преклонном возрасте и представить, чтоб старик с больными ногами жил на верху башни, очень сложно, но это действительно так. Старикан-ректор имел свой кабинет обязательно в башне с часами и несколько раз в день спускался и поднимался по винтовой лестнице. Не по прихоти своей, а токмо для сохранения древней почётной традиции.

Мы привыкли, что в школе учат детей читать и писать, а в университете студенты познают какую-нибудь специальность. Сегодня мы даже не подозреваем, что раньше оба слова обозначали несколько другие учебные заведения. В школе преподавали практику, в университете – теорию.

У нас сегодня практика и теория поменялись местами. В школе дети постигают много непонятной теории, а во взрослой жизни проверяют эту теорию на практике. Раньше всё было наоборот. Сначала поупражняйся на практике, потом разберись с теорией.

Для университета Быковский дом маловат, а вот для школы – в самый раз. Так чему же учили в этой школе? Что постигали на практике её ученики?
Таинственные подземные ходы?

Как только исследователь хочет поплотнее изучить усадьбу в Быково, он сразу сталкивается с загадкой подземных ходов.

И хотя историки говорят о двух подземных ходах: в оранжерею и в кухню, – есть ещё один подземный ход. О нём не любят упоминать, потому что он не ведёт никуда. Его будто бы вырыли просто так, забавы ради, чтоб потомкам было чем заняться. Но так, конечно, не бывает. Если его рыли, значит, это зачем-то было нужно.

Краеведы придумали очень хитроумное использование подземных ходов. Ход из кухни в подвал дома – это чтобы кушанья не остыли, пока их несут в дом. Только вопрос: почему нельзя было сделать кухню в доме, как делали все нормальные люди? Да и от кухни до дома – рукой подать. Гораздо быстрее, чем через подземный ход.

Второй ход, по мнению краеведов, вёл в оранжерею, для того чтобы арбузы и ананасы зимой не помёрзли. Но, во-первых, в усадьбах зимой не жили, уезжали в Питер или Москву, а сюда приезжали только летом и не каждый год. А во-вторых, от подземного хода до дома надо пройти по улице. В любом случае, ананасы замёрзнут. Так что неправда ваша, дяденьки.

Про третий ход краеведы молчат. О нём рассказывают бывшие мальчишки, которые любят совать свои маленькие носы в разные подземные пустоты. Этот ход пробит просто в горе и оканчивается тупиком.

Единственный смысл этих ходов в том, что изначально они нужны были для выемки породы. То есть перед нами горизонтальные шахты. Дом стоит на месторождении.

Вот и выходит, что ученики в этой школе практиковались в добыче полезных ископаемых. Если присмотреться к прудам, можно увидеть, что это – карьеры, из которых в течение долгого времени что-то брали. Но зачем? Ведь рядом находились большие карьеры, зачем понадобилось под домом разведку проводить? Что искал в Быково великий архитектор?

Что искал Баженов?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы ненадолго покинем усадьбу Быково и посмотрим, что делалось в это время в Москве. А в Москве над головой Баженова Василия Ивановича собиралась гроза.

Дело в том, что, изучив, как ему казалось, очень досконально территорию под Кремлём, Баженов взялся за кремлёвскую стену. Её нужно было разобрать, чтоб выстроить над рекой монументальный дворец.

И вот когда стена была разобрана и разбита, кремлёвский холм начал сползать в реку, грозя унести за собой все храмы и дворцы. Оказалось, что в основании кремлёвских стен по периметру располагался очень твёрдый цельный камень. То есть фундамент стен представлял собой монолит крепкого камня.

Баженов был масоном, он знал о камнях всё, поэтому определил, что перед ним искусственный литой камень. Сегодня мы называем его бетон.

Архитектор сразу понял, для того чтобы воплотить свой гениальный проект с большим кремлёвским дворцом, ему просто необходим бетон. Разумеется, никто не собирался с ним делиться информацией. Бетон позволял быстро, без особых трудовых и финансовых затрат строить большие здания, делать подошву под фундамент дома на любом месте, а не искать ровных тектонических плит. Поэтому он хранился в строжайшем секрете.

Нашёл ли Баженов этот секрет сам или заключил договор со знающим человеком – не известно, но бетон в итоге он получил.

Василий Иванович поделился своими идеями с покровителем Михаилом Измайловым, тот отвёл для изысканий свой участок около каменоломен. Так великий архитектор получил возможность тайно проводить свои опыты.

А искал он материал для изготовления бетона. В производстве этого искусственного камня используется вода, цемент, песок и щебень.

Воду давала река Быковка, песок и щебень можно было бесплатно получить на карьерах, ведь ведомство Измайлова было главным заказчиком строительного материала на карьерах, осталось найти всё для изготовления цемента.
Основа бетона

Мы гуляем по усадьбе Быково Раменского района Московской области. Много-много здесь скрыто тайн. И одна из них: что искали в шахтах под усадьбой? Возможно то, что позволило бы архитектору избежать гнева императрицы и укрепить берег под Московским Кремлём?

Разглядывая строения древних, мы хмуримся, находя бетон в основании зданий. Как же! Бетон – изобретение 19 века. Это всеобщее заблуждение. Как раз в 18 веке мы можем найти очень много изделий из бетона. И он был не так уж сложен для мастеров каменного строительства, которым покорился Петербург – Каменьгород, если переводить название.

Можно сказать, что быстрые темпы строительства (или восстановления) этого города объясняются тем, что рецепт бетона у мастеров был, только его свято хранили гильдии. Сдавшему этот рецепт конкурентам грозила смерть. Кстати, в клятве масонов этот момент сохранился до сих пор. Правда, изыскания современных масонов ушли далеко от тех практических задач, которые стояли перед Великими архитекторами 18 века.

Баженову (или тем, кто скрывался под этим именем) срочно потребовался бетон из МЕСТНЫХ материалов. Поэтому лаборатория, она же школа, искала нужный ингредиент. Вода, песок, щебень, глина – этого было предостаточно в окрестностях школы, но материал для цементного клинкера должен был пройти проверку, прежде чем массовый бетон пойдёт в столицу. Слишком высока была цена ошибки.

К тому же на постройку фундамента Большого Кремлёвского Дворца, который должен был построить Баженов, требовалось очень много бетона. Проверка, отладка рецепта, заготовка – всё это не требовало спешки. Дело растянулось на долгое время. Ждать Екатерина не любила, Баженов был отстранён от Кремля, его грандиозный план оказался так и не осуществлён, зато предприятие по изготовлению материала для бетона из местного сырья продолжало кормить своего создателя.
Таинственная печь

Гуляя по усадьбе Быково, которая расположена в Раменском районе Московской области, мы нашли на местной карте обозначение «кухня». И, конечно, пошли посмотреть.

Обычно все кухни делались в доме, чтоб не пришлось таскать блюда через улицу, мало ли что может случиться по дороге: споткнётся человек, уронит; попадёт в красивое яство дождь или ветер, сдунет с торта пышный слой крема. А тут кухня на улице, и чтоб донести яства до барского стола, надо воспользоваться подземным ходом. Зачем? Когда проще сделать, как во всём цивилизованном мире, кухню в доме, нужна только хорошая вытяжка, которые вполне уже умели планировать великие архитекторы. Баженов был признанным Римской академией архитектором. Ему ли не знать об устройстве кухонь в доме?

Но вдруг кухня нас убедит в официальной версии? Не убедила.

Мы замерли перед непонятным сооружением без дверей, но имевшим четыре полукруглых окошка, заложенных кирпичом. Причём окошки эти располагались очень низко, а мы стояли на приличной высоте.

И долго бы нам стоять перед этим непонятным сооружением, если бы не подошёл один из членов нашей экспедиции. Он давно исследует печи в разных усадьбах. Его теория была проста: зачем возить кирпич за тридевять земель, когда глины полно рядом, и можно сделать кирпич на месте? В прудах усадьбы он узнал небольшой карьер, где эту глину можно было добывать.

– Так вот же печи, в которых они кирпич делали!

Как оказалось, не только кирпич, но и обжигали клинкер для бетона. Именно поэтому печи располагались на высоте, так как хорошая тяга снизу должна была повысить температуру до необходимой.

Всё встало на свои места. Для кухни эти печи не годятся, так как поварам и пекарям нужно забираться к устью печи по лестнице и спускать блюда на верёвках вниз, а для искусственного камня такое производство в самый раз, и сейчас так делают на кустарных заводиках. Значит, где-то должен быть и склад искусственного камня.
Зачем арка на кухне?

Мы открываем тайны Быковской усадьбы. Рядом с древними печами стоит интересный дом. При беглом взгляде вы не найдёте ничего примечательного. Таких домов много строили вплоть до середины двадцатого века. На карте Быково он обозначается ни много ни мало как конюшня.

Представляете? Почти вплотную с кухней – царство сена, ароматов конского навоза, оводов и беспокойных лошадиных копыт, которые с дуру могут лупить в стену всю ночь напролёт… Кого из историков ни спроси, как так? – Тебе ответ будет один: так строили. Хорошенькая жизнь была у семьи…

Ах да, мы же узнали, что семья здесь никогда не жила, а жили инженеры и технологи, которые и искали новые формулы цемента из местного сырья и отрабатывали технологию изготовления особо прочного бетона. Такого бетона, чтоб смог надолго удерживать стены Большого Кремлёвского Дворца.

Обойдя дом-конюшню вокруг, мы вдруг обнаруживаем высокую арку из тёмно-малинового кирпича. Она заложена и является частью стены дома. И если бы штукатурка не облетела, мы бы и воспринимали это строение как позднюю постройку.

Теперь понятно, почему историки так старательно преподносят этот дом в качестве древней конюшни. Да, арочный вход был и на конюшнях тоже. Но это была не конюшня. Дорогу к конюшне показывает пандус, ведущий к центральному входу господского дома. Он ведёт к тому месту, где сейчас располагаются спальные корпуса. Именно там раньше и были конюшни и манеж. Почему? Это как-нибудь в другой раз.

А сегодня нас интересует дом с аркой. Помимо конюшен, так строили склады для сушки и хранения строительных материалов. Прямо сюда загоняли телегу, грузили кирпичом или комплектующими для бетона, впрягали быков (лошадь точно не сдвинет такую тяжесть) и отправляли по маршруту.
Куда шёл бетон Баженова?

Мы гуляем по усадьбе Быково. Теперь мы уже знаем наверняка, что это не усадьба, а школа. Что нас в этом убедило? Первое, в высших школах (а это не просто место, где учили читать и писать, нет, старые школы были предназначены для передачи мастерства) обязательно есть башня с часами. В школе очень жёсткий распорядок, надо всё успевать. Здесь же, на башне, располагаются и астрономические инструменты, так как мастера верили, что всё надо делать согласно звёздам. Астрономические наблюдения обычно вёл ректор и его ближайшие помощники из числа первых учеников.

Во-вторых, до 18 века включительно высшие школы обязательно делали на высоте, поэтому Баженову так был нужен искусственный холм. Мы с вами помним о горных школах, главное условие для установки которых – одинаково полный обзор как дольнего мира, так и небесного.

Внутри этого искусственного холма, скорей всего, было устроено хорошее продуваемое место, чтобы поддерживать в печах хорошую тягу, поэтому и нужен был подземный ход. Он как раз и вёл сразу под печи.

Это была хорошая масонская школа, здесь обучались те, кто отвечал за фундаменты будущих зданий. Они учились сами разведывать и добывать нужные ингредиенты из земли, обрабатывать их, смешивать в нужных пропорциях, обжигать, проверять прочность. Школа давала очень твёрдые практические знания и навыки. А заодно зарабатывала сама на себя, производя цемент и бетон в больших количествах.

Куда же шёл этот строительный материал? А шёл он в Москву, на постройки больших крепких домов, которые до сих пор стоят и не пошелохнутся. Они прожили войны, пожары, наводнения, революции и самим своим существованием доказали, насколько талантлив был несправедливо обиженный Екатериной Баженов.
Верх Баженовского искусства

Конечно, в зданиях, которые строил Баженов (или группа лиц под этой фамилией) много изящества, они радуют глаз своей лёгкостью, а ум – своей функциональностью. Но главное, что восхищает в его зданиях – это твёрдый и устойчивый фундамент. Баженовские здания прошли войны – и не пошатнулись, их охватывал пожар – но они выстояли, наводнение не раз затапливало их подвалы – но они становились крепче.

Кто-то восхищается шедеврами живописи, линиями статуй, планировкой ландшафтов, но никто никогда не задумывался о том, почему эти здания так крепко стоят на ногах? А ведь это настоящее искусство и настоящее мастерство!

Но главный шедевр Баженова – Владимирская церковь, стоящая неподалёку от усадьбы. Красивые башенки украшены масонской символикой. Посмотрите на их зубцы: дикий камень под рукой мастера становится алмазом, две башни сторожат вход. Белые туры взяли в плен чёрную королеву… Как много смыслов вложено в это здание! Но тайна Баженовской красоты – в фундаменте этой церкви. Он имеет форму правильного овала – идеальной фигуры, по масонским убеждениям.

Сегодня, когда мы имеем передовые технологии, овальным фундаментом мало кого можно удивить. Но в восемнадцатом веке – это был прорыв. Овальное основание, овальный фундамент, овальные стены – всё это не только сделано на песчаной почве, но и продержалось двести лет в первозданном виде. Стены не повело, во время бомбёжек не отбилось ни кусочка, здание стояло заброшенным, но на него это не подействовало. А теперь, когда рядом с ним стоит нелепая колокольня, церковь всем своим видом говорит: я шедевр!

Вот такая у нас получилась экскурсия по Быковской усадьбе. Приезжайте, посмотрите всё сами.
Made on
Tilda