Сегодня перед родителями маленьких детей (от 3 до 7 лет) нередко встаёт вопрос о том, какую книгу выбрать для совместного чтения. За последние десятилетия среди полюбившихся нам с детства писателей – Барто, Михалков, Осеева, Маршак – появилось немало детских писателей, имена которых редко задерживаются в памяти взрослых.
Конечно же, причиной не всегда является отсутствие писательского таланта авторов. Во многом это связано с широким выбором детской литературы в книжных магазинах. Так как времени изучать произведения новых авторов у современных родителей мало, основными критериями выбора книги становятся яркое оформление, хорошие иллюстрации, доступный язык, динамичный сюжет и элементы игры. Таким образом, детская литература приобрела в большей степени развлекательный характер, а не содержательный.
После знакомства с современными книгами уже подросшим детям сложнее воспринимать классическую литературу, наполненную смыслами и написанную богатым русским языком. Конечно, язык, которым написано произведение для ребенка, должен отличаться простотой понимания. Но при этом мало кто из современных авторов сохраняет красоту языка и приучает детей к правильному грамматическому построению предложений.
Склонность современных детских писателей к упрощению текста часто выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных слов, молодёжного сленга, а также большого количества иностранных слов, вошедших в обиход за последнее десятилетие.
Авторами мало освещаются универсальные ценности человеческой жизни: ценности добра, справедливости, труда, мира. В современной литературе эти ценности преподносятся нравоучительно и обсуждаются прямо. Таким образом, ребенок лишается возможности анализировать и делать выводы. Но именно самостоятельно утвержденные в детстве ценности движут поступками взрослого человека.
Стоит также обратить внимание на то, что всё реже героями книг становятся дети, все приключения происходят с животными или волшебными существами. Именно они, а не человек, решают жизненные ситуации и учатся чему-то новому. Однако, человек, являясь частью природы, познает её, сохраняет и преображает, если это необходимо. Человек должен быть героем детского произведения, если мы хотим заложить в сознание ребенка образы и ценности человеческого общества.