Поговорим о детской литературе…
Автор – Дрожжина Лидия Андреевна
Сегодня перед родителями маленьких детей (от 3 до 7 лет) нередко встаёт вопрос о том, какую книгу выбрать для совместного чтения. За последние десятилетия среди полюбившихся нам с детства писателей – Барто, Михалков, Осеева, Маршак – появилось немало детских писателей, имена которых редко задерживаются в памяти взрослых.

Конечно же, причиной не всегда является отсутствие писательского таланта авторов. Во многом это связано с широким выбором детской литературы в книжных магазинах. Так как времени изучать произведения новых авторов у современных родителей мало, основными критериями выбора книги становятся яркое оформление, хорошие иллюстрации, доступный язык, динамичный сюжет и элементы игры. Таким образом, детская литература приобрела в большей степени развлекательный характер, а не содержательный.

После знакомства с современными книгами уже подросшим детям сложнее воспринимать классическую литературу, наполненную смыслами и написанную богатым русским языком. Конечно, язык, которым написано произведение для ребенка, должен отличаться простотой понимания. Но при этом мало кто из современных авторов сохраняет красоту языка и приучает детей к правильному грамматическому построению предложений.

Склонность современных детских писателей к упрощению текста часто выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных слов, молодёжного сленга, а также большого количества иностранных слов, вошедших в обиход за последнее десятилетие.

Авторами мало освещаются универсальные ценности человеческой жизни: ценности добра, справедливости, труда, мира. В современной литературе эти ценности преподносятся нравоучительно и обсуждаются прямо. Таким образом, ребенок лишается возможности анализировать и делать выводы. Но именно самостоятельно утвержденные в детстве ценности движут поступками взрослого человека.

Стоит также обратить внимание на то, что всё реже героями книг становятся дети, все приключения происходят с животными или волшебными существами. Именно они, а не человек, решают жизненные ситуации и учатся чему-то новому. Однако, человек, являясь частью природы, познает её, сохраняет и преображает, если это необходимо. Человек должен быть героем детского произведения, если мы хотим заложить в сознание ребенка образы и ценности человеческого общества.
Попробуем обозначить основные критерии выбора качественной книги для детей от 3 до 7 лет.
  • 1
    Во-первых, книга должна быть наглядной, в ней должны быть хорошие иллюстрации, где животные изображены животными, а человек – человеком.
  • 2
    Во-вторых, книга должна быть информативной и ориентироваться на возраст чуть более старший, чем у ребёнка, к которому она обращена. То есть если читателю 4 года, то информация должна быть представлена для пятилеток. Таким образом, книга будет учить ребенка чему-то новому и обогащать его речь.
  • 3
    Книга должна доносить определенные человеческие ценности – первичность человеческого общества, где человек является частью природы. Он познаëт еë, преображает и сохраняет. Именно человек должен быть главным героем произведения.
  • 4
    Текст книги должен быть написан понятным, простым русским языком. Текст должен передавать детям знакомые образы, но, в то же время, обогащать их словарный запас и формировать читательский вкус.
И самое главное, книга должна нравиться Вам. Ведь детская литература лишь тогда несёт смысл, когда интересна и взрослому, который вместе с ребёнком готов пережить прочитанное.
Made on
Tilda