Изба из Барки или Дом-Корабль
Автор - Анна Львовна Виноградова
«Как провожают пароходы?
Совсем не так, как поезда.
Морские медленные воды —
Не то, что рельсы в два ряда»
— К. Я. Ваншенкин
В 1965 году в репертуаре известного советского певца Эдуарда Анатольевича Хиля появилась песня «Как провожают пароходы». Песня обрела свою популярность.

Четверостишье из этой песни вдохновило в ту пору участников молодежной программы КВН на создание номера, который запомнился многим. Они изобразили это образ графически и предложили отгадать, что означает этот символ:
Сегодня речь пойдёт не о рельсах, и как бы плывущих по ним поездах, не о вагонах и электричках. Хотя некая аналогия тут тоже напрашивается.
Когда мы едем на поезде по железной дороге, то мимо нас именно проплывают пейзажи, селения, деревни, города, полустанки.
Мы ощущаем ритмичное движение поезда по рельсам-волнам. Стук колёс, как плеск волн. Мы движемся как бы по медленным морским волнам.
Поезда по ним ходят также, как и корабли ходят по волнам морским. Мы говорим: «Поезд пришёл или ушёл». Так же мы говорим и про корабль.
А сам корабль представляет собой ботинок, бот.
Ботом же называется небольшое одномачтовое судно. Такие суда используют для разных перевозок.
Беспалубные суда - для прибрежных перевозок пассажиров и разных грузов. А палубные - для морских плаваний.
По бескрайнему простору мирового океана также ходят различные суда. И движутся они в такт его дыханию, качаясь на волнах.
Волны же на суше очень и очень медленные, почти незаметные, почти застывшие во времени и пространстве. Представляют собою различный ландшафт, то бескрайние равнины, как морская гладь, то холмы и нагорья, как волнующийся океан.
Горы в земном ландшафте ощущаются высоченными морскими валами в штурмующем море. На таком валу сложно удержаться альпинисту, штурмующему вершину. Так же , как и кораблю, попавшему в шторм, сложно удержаться на волне.
На вершине горы серьезного жилища не построишь и на долго не задержишься. Тянет обратно, спуститься в долину, на берег, к реке или морю.
А там, на берегу, в бухте можно встретить самые различные суда. Есть среди них и барки с баркасами.
Барка - это речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской, конной, а позднее цепной буксирной тяги.
Баркас же - самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах.
Во время шторма бывало и так, что барку выбрасывало на берег, перевернув её вверх дном. И тогда она становилась временным прибежищем для спасшихся моряков. Деревянный корпус корабля представлял собой сруб с крышей, где киль становился коньком, а палуба потолком.
Все как бы переворачивалось с ног на голову. Переворачивалась и жизнь спасшихся в кораблекрушении путешественников. Теперь им надо было просто выжить, переждать трудное время, избыть его. И барка превращалась в избу, где все вместе избывали эти трудные времена.
Кто-то догадался приподнять лодку и поставить её на стены из брёвен. Так перевернутая барка превратилась в крышу. А если представить, что перевернутым оказывался баркас, в котором стоял паровой двигатель, то вполне можно провести аналогию с избой, в которой установлена печь.
Она и согреет теплом в холодное время, и накормит, чем Бог послал. И тогда можно переждать несколько трудных лет, тяжёлых годин. Дожить до лучших времён.
Были на нашем веку и такие времена, когда людей расселяли в бараки. Государство давало временное жилье семьям. Тем, кто уезжал из села в город на заработки. В одном бараке могла поместиться небольшая деревня.
Наши родители видели такие временные дома, да и жили в них. Жили в них, пока семья не встанет на ноги, то есть пока не обзаведётся собственными ботами, собственными домами-лодками, ну или на крайний случай отдельными квартирами.

Но разве можно сравнить квартиру с собственным домом? Домом, который строишь на своей земле по всем правилам и канонам, с учетом всех 144 линий человеческого тела. Строишь так, чтобы всей семье в нём жилось хорошо, счастливо. Чтобы рядом выросли дети. И каждый нашел своё дело, своё занятие. Дети отучились бы в школе, получили образование в соответствии со своим призванием, и нашли бы своё место в жизни.
У каждого из нас в свое время был первый звонок. Осенью мы шли в школу. Звонок в школе звенит так же, как на судне отбивают склянки. Склянками отмеряют порядок времени, равный 30 минутам, и созывают моряков для важного дела, как учитель зовет учеников в школьный класс.
И когда мы шли в школу, то мы шли и на корабль. Мы усаживались за парты в классе, как рассаживаются пассажиры на банки в лодке.
И начиналось наше путешествие в мир знаний.
В современных городах строят многоярусные школы-корабли, многоэтажные. Академии и университеты выглядят величественно, ведь их строили раньше по всем канонам русского классицизма.
В городе они занимают свое место, как многопалубные корабли. А океанские круизные лайнеры похожи на здания центральных библиотек и музеев.
По всем правилам и пропорциям строятся здания театров. Зрительный зал театра тоже многоярусный, как многопалубный корабль. И места в театре на ярусах зрительного зала различаются комфортом так же, как и каюты отличаются классом на разных палубах корабля. В таком же классическом стиле строятся здания вокзалов.
Они похожи на порты с причалами для самых разных судов.
Перроны - это ведь пристани, к которым причаливают-прибывают поезда, перенося пассажиров из одного пространства в другое по волнам времени.
Самыми величественными судами являются дворцы, здания правительства и городской Думы. Они построены по всем канонам. Их пропорции и линии соответствуют линиям тела человека, которых, как говорилось ранее, должно быть 144.
Также строились раньше поместья, усадьбы и имения. Имения полагались самым успешным выдающимся ученикам. Тем, кто достиг значительных успехов, постигая в академии ту или иную дисциплину. Студенту присваивали фамилию и выделяли земной надел, на котором и возникал господский дом.
Раньше существовала традиция по завершении строительства дома, так же как и при спуске корабля на воду, разбивать о фасад здания бутылку с шампанским, на счастье всем, кто будет жить в доме.

Жильцы справляли новоселье. И дом-корабль отправлялся в свое плавание по волнам времени. То, как будет складываться судьба его жителей-пассажиров, зависело и от архитектора, который старался учитывать при проектировании здания многие соответствия, и вписывался в каноны.
Так и плавают по морским медленным волнам, и по очень-очень медленным волнам суши, разные корабли-дома. Каждый имеет своё назначение и должен находиться на своём месте. А счастливо живется там, где есть соответствия пропорциям и линиям тела человека.
Made on
Tilda