Любят философы красивые слова, правда, мало кто понимает, что за ними скрывается. Таким понятием является и «сердце дракона».
Чтобы понять это словосочетание, присмотримся к драконам насекомых. Вся жизнь муравейника вертится вокруг царицы, пчелиная жизнь невозможна без пчелиной матки.
Но самый интересный дракон – дракон саранчи. Эти насекомые способны быстро преодолевать большие расстояния. Исследователи не могут скрыть своего восхищения. Только были в воздухе – и вдруг как один организм садятся на землю. Пируют, сколько им надо, и вот уже опять в воздухе. Никто не получает команд, никто не свистит по-особому. Снимали замедленной съёмкой: садятся все одновременно, нет никакой задержки.
Когда спугнёшь голубиную стаю, на замедленной съёмке видно, что голуби взлетают не одновременно. Сперва один, потом другой, отстав на полкрыла. У саранчи не так. Они все разом садятся. Оказалось, только потому, что решила сесть царица саранчи. И каждый представитель этого вида является продолжением желания этой царицы. Она – сердце, а все её сородичи – другие её органы. Исследователи заметили, что, если вот эту одну царицу убить, дракон рассыпается, умирает.
Сердце даёт энергию, согревает и наполняет жизнью каждую клеточку организма. У людей «сердцем дракона» является то, что их объединяет. Та идеология, которой люди служат, как это было при социализме. Религия, которой верят, скрижали и заповеди, духовные книги. Сердцем дракона может быть и наука с технологией, над которой ломают головы, как это было с космической гонкой середины 20 века. И, конечно, сердцем дракона является учитель, который выстраивает вокруг себя класс.
Сегодня учителя низведены системой до уровня говорящих голов, аудиогида по учебникам, но врождённая социальность детского коллектива ищет сердце для дракона. Если им не стал учитель, то станет кто-то из детей. И в какую сторону полетит такой дракон – неизвестно.
И в этой связи хочется напомнить: начиная с самого малого возраста, дети сбиваются в дракончика. Стоит нескольким ребятишкам собраться в песочнице, они бессознательно выстраиваются вокруг кого-то одного, выбирая его сердцем дракона. Чтобы управлять детским коллективом, направлять его к знаниям, надо стать его сердцем. По-другому: возглавить детский коллектив, не уступая своей роли никому.
Как это сделать? Это не в данной статье. Но скажу, что в советское время студентов педагогических училищ обучали искусству быть ребячьими вожаками. На сборах, во взрослых пионерских лагерях (представляете, были и такие) готовили не просто учителей, а настоящие сердца драконов.
Может, поэтому учителя старой школы сразу привлекают к себе внимание, меняют структуру класса, увлекая детей на познавательные подвиги?