Философия
образования.

А. А. Скиба
Мудрость любви
Мы начинаем цикл статей, посвящённых философии образования. Зачем? Сейчас каждый, кому не безразлично то, что происходит с образованием в нашей стране, мечтает о собственной школе. Выбирает какие-то программы, разрабатывает уникальные предложения. Но успеха сложно добиться, если не подвести философский базис.

Так и слышим: «Фу, философия… Да кому она вообще нужна!». И вот тут ждёт первое открытие: без философии не бывает ни образования, ни науки, ни искусства, а значит, нет ни цивилизации, ни культуры. Почему?

В изучении этого вопроса мы, удивительное дело, нашли подмену смысла. Что мы знаем о философии? Это «любовь к мудрости»! Как оказалось, нет. В греческих научных терминах, состоящих из двух слов, второе слово – главное, а первое – подчинённое ему. В паре «философия» слово «софия» – главное, оно, по принятым определениям, означает «мудрость». Мудрость чего-кого? «Фило» – любви! Мудрость любви. Подтверждение находим у Льва Николаевича Толстого:

«Мало кто знает, на самом деле, что даже сам Пифагор – отец-основатель западной философской традиции, говорил, что философия – это мудрость любви. Мудрость любви! Заметьте, пожалуйста, разницу!»

И какая же мудрость в любви? И опять подмена… Сегодня слово «любовь» в каких только значениях не даётся! Но главное из этих значений – секс. А как было раньше? А раньше для секса было другое слово – шашни. А любовью назывался центр объединения людей. Это мог быть костёр в ночи для усталых путников. Мог быть очаг для большого рода. Жених и невеста для свадебной церемонии. Всё то, вокруг чего народ объединялся для общего дела, считалось любовью.

Любовь дарили – давали место у костра, приглашали на свадьбу, принимали в род. Любовь защищали: заботой, своим трудом, высокими стенами. Любовь прорастала в сердце, возвращая мужчин домой, привязывая женщин к новому месту, заставляя ребёнка держаться за мамину юбку.

И да, у любви была мудрость. Мудрым было устройство места у костра, мудрым – распределение дел в большом роду, мудрой – расстановка ответственности в человеческом сообществе.

А зачем вообще человечеству нужна философия? Оказывается, ни одна наука не может обойтись без философии. Ведь только она может найти место каждому открытию, обосновать пользу научного закона, связать между собой вроде бы отвлечённые звенья. Сделать из многочисленных деталей один образ. И чтобы вспомнить основные моменты того, как это делалось раньше, нам и нужна философия образования, как из различных знаний, умений и навыков образовать общую картину мира.

Имя звезды - Дракон
Мозг человека так устроен, что всюду собирает информацию, он ею живёт. Расцвели цветы – какие они, чем похожи, чем отличаются, почему эти цветы расцветают вместе, а эти – не торопясь, по одному? Любим мы сами себе задавать вопросы, а потом искать на них ответы.

Наши предки умом называли единицу информации, мы называем это фактом. А разум – это когда все факты выстроились в одну логическую цепочку и человек смог охватить всю картину разом. Раз, разом – это как один, все вместе.

Поэтому умный человек, который может понять конкретный факт, не только рассмотрит его со всех сторон, но и проследит связи внутри событий одного факта. А разумный – соберёт все факты вместе и поймёт, как они связаны между собой. Выводы умного человека и разумного могут вовсе не совпасть.

Например, выполнил кто-то домашнюю работу плохо. Умный сделает вывод: плохо слушал на уроке. А разумный узнает, а как другие ученики выполнили домашнюю работу? Если все сделали плохо, то вывод будет другой: ученики не поняли объяснения учителя. Умный видит одного, разумный – всех.

Вот и получается, что образованием мы соединяем учеников в одно целое. Они становятся частью большого дракона, состоящего из отдельных людей, чьи лица составляют личность дракона-школы.

Представьте, что существуют несколько учёных, их объединяет общая школа, исследование общей проблемы и место, где они собираются для своих исследований. Имена всех учёных в памяти надолго не удержишь, а перечисление их на пергаменте займёт много места такого дорогого материала. Они подписывают свои труды именем школы. Ну и действительно, исследование их общее, каждый из них выполняет свою задачу. Но каждый из них знает то же самое, что и все остальные. Всей толпой на учёный съезд не поедешь – самолётов и поездов ещё нет. Едет делегат, который выступает от всех, но не под своим именем, а под именем школы.

Или представьте объединение художников. Всех их объединяет место, в котором они работают, учителя, которые передали им свои знания, манера живописи, в которой они работают. Работают как один. Кто-то находит заказы, кто-то подбирает краски, кто-то делает обрисовку и т.п. Ни один из них не может сказать – эта картина полностью моя, ведь над ней работал дракон – сообщество людей. Единственное, как они могут подписать свою работу и войти в историю изобразительного искусства – только под именем школы, к которой они все относятся.

Как приручить Дракона?
Есть в мировом языке такое сложное слово «социализация». Про неё, родимую, говорят все, а вот что за этим словом стоит, понимают по-разному.

Социум – это одно из имён человеческого дракона. А значит, социализация – это вхождение в структуру этого дракона. Что такое дракон? Много-много отдельных индивидуумов, которые действуют как один организм.

Способность к социализации – это волшебная сила человека. Хамелеон меняет окраску в зависимости от цвета окружающей среды, водоросли могут изменять структуру воды, паук, где бы и с кем не находился, будет плести свою сеть. Разными дарами природа наградила всё живое на земле, а у человека его дар – социализация.

Рядом с нами живут различные звери и птицы, но никто не перенял наших правил, особенностей сигнальных систем, не стал человеком. А вот наоборот бывает часто. Волею судьбы человеческий детёныш попадает к волкам, медведям, обезьянам. И вы, наши уважаемые читатели, отлично знаете, что будет с ним в этом сообществе. Он станет волком, медведем, обезьяной. Он сразу перенимает и сигнальные системы приёмной семьи, и правила поведения, и определённые законы нового сообщества. Так может только человек.

Вообще жизнь человека – это прежде всего поток энергии. Этот поток берёт начало миллионы лет назад и будет продолжаться ещё столько же в будущем. Каждый человек – это частица света. Мелькнула – и нет её, но за миг одной человеческой жизни поколение успевает передать другому поколению весь накопленный опыт, все знания, умения и навыки, позволяющие потомкам выжить в сложной земной среде. И это вне зависимости от того, есть в этом веке обще образовательные школы или их ещё не придумали.

С самого детства мир малыша наполняется теми, кто будет его драконом. Постепенно он узнает правила, сигналы, особенности своей стаи. Но этого мало, детёныша должна принять стая, определить ему место и свой круг обязанностей. С какого-то времени ребёнок становится частью дракона, который поднимается по малейшему знаку «сердца дракона», по одной его мысли.

Сердце Дракона
Любят философы красивые слова, правда, мало кто понимает, что за ними скрывается. Таким понятием является и «сердце дракона».

Чтобы понять это словосочетание, присмотримся к драконам насекомых. Вся жизнь муравейника вертится вокруг царицы, пчелиная жизнь невозможна без пчелиной матки.

Но самый интересный дракон – дракон саранчи. Эти насекомые способны быстро преодолевать большие расстояния. Исследователи не могут скрыть своего восхищения. Только были в воздухе – и вдруг как один организм садятся на землю. Пируют, сколько им надо, и вот уже опять в воздухе. Никто не получает команд, никто не свистит по-особому. Снимали замедленной съёмкой: садятся все одновременно, нет никакой задержки.

Когда спугнёшь голубиную стаю, на замедленной съёмке видно, что голуби взлетают не одновременно. Сперва один, потом другой, отстав на полкрыла. У саранчи не так. Они все разом садятся. Оказалось, только потому, что решила сесть царица саранчи. И каждый представитель этого вида является продолжением желания этой царицы. Она – сердце, а все её сородичи – другие её органы. Исследователи заметили, что, если вот эту одну царицу убить, дракон рассыпается, умирает.

Сердце даёт энергию, согревает и наполняет жизнью каждую клеточку организма. У людей «сердцем дракона» является то, что их объединяет. Та идеология, которой люди служат, как это было при социализме. Религия, которой верят, скрижали и заповеди, духовные книги. Сердцем дракона может быть и наука с технологией, над которой ломают головы, как это было с космической гонкой середины 20 века. И, конечно, сердцем дракона является учитель, который выстраивает вокруг себя класс.

Сегодня учителя низведены системой до уровня говорящих голов, аудиогида по учебникам, но врождённая социальность детского коллектива ищет сердце для дракона. Если им не стал учитель, то станет кто-то из детей. И в какую сторону полетит такой дракон – неизвестно.

И в этой связи хочется напомнить: начиная с самого малого возраста, дети сбиваются в дракончика. Стоит нескольким ребятишкам собраться в песочнице, они бессознательно выстраиваются вокруг кого-то одного, выбирая его сердцем дракона. Чтобы управлять детским коллективом, направлять его к знаниям, надо стать его сердцем. По-другому: возглавить детский коллектив, не уступая своей роли никому.

Как это сделать? Это не в данной статье. Но скажу, что в советское время студентов педагогических училищ обучали искусству быть ребячьими вожаками. На сборах, во взрослых пионерских лагерях (представляете, были и такие) готовили не просто учителей, а настоящие сердца драконов.

Может, поэтому учителя старой школы сразу привлекают к себе внимание, меняют структуру класса, увлекая детей на познавательные подвиги?

Made on
Tilda