Изба из Барки или Дом-Корабль
Автор - Анна Львовна Виноградова
Многие из нас знают молодежную программу КВН и могут помнить, что означает этот символ: "Морские медленные волны не то что рельсы в два ряда".

Сегодня речь пойдет не о рельсах и как бы плывущих по ним поездах, вагонах и электричках. Хотя некая аналогия тоже напрашивается.

Когда мы едем в поезде своего купе по железной дороге, то мимо нас именно проплывают пейзажи, селения, деревни, города, полустанки. Мы ощущаем ритмичное движение по рельсам-волнам, как бы по медленным морским волнам.

Поезда, они ведь тоже ходят. Мы говорим: «Поезд пришел или ушел», так же как и корабль. А сам корабль представляет собой ботинок, бот. Ботом же называется небольшое одномачтовое судно. И бывают они беспалубные для прибрежных, для перевозки значительных грузов, а также палубные для морских плаваний.

По бескрайнему простору мирового океана также ходят различные суда. И движутся они в такт его дыханию, качаясь на волнах. А волны на суше очень и очень медленные, почти незаметные, почти застывшие во времени и пространстве. Представляют собою различный ландшафт, то бескрайние равнины, как морская гладь, то холмы и нагорья, как волнующийся океан. Горы же ощущаются высоченными морскими валами в штурмующем море. На таком валу сложно удержаться, как и альпинисту, штурмующему вершину. Серьезного жилища там не построишь и на долго не задержишься. Тянет обратно, спуститься в долину, к морю.

А там, в заливе самые различные суда встретишь. Есть и барки с баркасами. Барка это речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской, конной, а позднее цепной буксирной тяги. Баркас же самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах.

Бывало и так, что барку выбрасывало на берег, перевернув её вверх дном. И это становилось временным прибежищем для спасшихся моряков. Деревянный корпус корабля представлял собой сруб с крышей, где киль становился коньком, а палуба потолком. Все как бы переворачивалось с ног на голову. Переворачивалась и жизнь спасшихся в кораблекрушении путешественников. Теперь им надо было просто выжить, переждать трудное время, избыть его. И барка превращалась в избу, где все вместе избывали эти трудные времена. А если представить, что перевернутым оказывался Баркас, в котором стоял паровой двигатель, то вполне можно провести аналогию с избой, в которой установлена печь. Она и согреет теплом в холодное время, и накормит чем Бог послал. И тогда можно переждать несколько трудных лет, тяжелых годин. Дожить до лучших времен.

Были на нашем веку и такие времена, когда людей расселяли в Бараки. Государство давало временное жилье семьям. Наши родители видели такие временные дома, да и жили в них. Жили в них, пока семья не встанет на ноги, то есть пока не обзаведется собственными ботами, собственными домами-лодками, ну или на крайний случай отдельными квартирами.

Но разве можно сравнить квартиру с собственным домом? Домом, который строишь на своей земле и по всем правилам и канонам, с учетом всех 144 линий человеческого тела. Строишь так, чтобы всей семье в нём жилось хорошо, счастливо. Чтобы дети выросли и каждый нашел свое дело, свое занятие, отучился бы в школе, нашел бы свое место, получил образование.

У каждого из нас в свое время был первый звонок, мы шли в школу. Звенит звонок так же, как на судне отбивают в банку, созывая моряков для важного дела, как учеников для учёбы в школе. И когда мы шли в школу, то мы шли и на корабль, усаживались в лодку, за парты и начиналось наше путешествие в мир знаний. В городах школы-корабли многоярусные, многоэтажные, как многопалубные корабли. Такие же величественные здания являются академиями и университетами. А океанские круизные лайнеры похожи на здания центральных библиотек и музеев. По всем правилам и пропорциям строятся здания театров. Зрительный зал театра тоже многоярусный, как многопалубный корабль. И места на ярусах зрительного зала в театре различаются комфортом так же, как и каюты разного уровня на разных палубах корабля. В таком же классическом стиле строятся здания вокзалов. Они похожи на порты, на причалы для самых разных судов. Перроны это ведь пристани, к которым причаливают-прибывают поезда, перенося пассажиров из одного пространство в другое по волнам времени. Самыми величественными судами являются дворцы, здания правительства и городской думы. Они построены по всем канонам. Их пропорции и линии соответствуют линиям тела человека, которых должно быть 144. Также строились раньше поместья, усадьбы и имения. Имения полагались самым успешным выдающимся ученикам. Тем, кто достиг значительных успехов, постигая в академии ту или иную дисциплину. Студенту присваивали фамилию и выделяли земной надел, на котором и возникал господский дом. Раньше существовала традиция по завершении строительства дома, так же как и при спуске корабля на воду, разбивать о фасад здания бутылку с шампанским, на счастье всем, кто будет жить в доме. Тогда дом-корабль отправлялся в свое плавание по волнам времени. И как будет складываться судьба его жителей-пассажиров зависело и от архитектора, который учитывал это при проектировании здания и вписывался в каноны.

Так и плавают по морским медленным волнам и по очень-очень медленным волнам суши разные корабли-дома. Каждый имеет свое назначение и должен находиться на своем месте. А счастливо живется там, где есть соответствия пропорциям и линиям тела человека.

Куценко Т.И.
Из мира каждого пытаюсь распознать
Ту суть глубин, что толщи вод скрывают.
Как, жемчуг собирая, в нить связать
И разменять, как только пожелаю?..

Так, запуская новую зарю,
Соединив её с прошедшим и грядущим,
Мы получаем некую броню,
На время сохраняющую гущу.

Она бурлит под линией огня,
Накапливая опыт откровений,
И если некому пока её доверить,
Она потухнет, тайну сохраня.

Внутри меня, в кромешной тишине,
В покое снов и киноленте знаний
Записан целый свод имён и правил.
Он новый жемчуг вырастит во мне…
Стихийность жизни
Очерк Сергея Жукова
Осознать, что ты - «земля», и от этого стать счастливей.
Сегодня мы немножко разберёмся в том, как понять себя и облегчить будущую жизнь.
Оказывается, наши предки видели четыре типа стихий, которые проявляются в природе, в животных, в мире людей, в отношениях. Во всём.
Четыре типа стихий - земля, вода, воздух и огонь. В этих стихиях есть всё или почти всё, что нужно человеку. Есть тепло, есть вода, есть всё необходимое для жизни. Человек может напиться, согреться, вырасти.

Эти стихии сопровождают нас везде, буквально везде по свету. А там, где их нет - нам плохо, мы ощущаем нехватку и стремимся их восполнить.
И так же, как эти стихии присутствуют в мире внешнем, присутствуют они и в мире внутреннем человека, его взглядах и целях.

Внутренний мир человека имеет все эти стихии, но одна из них является главной. Она «берёт верх», показывает, кто мы есть: человек воды, человек земли, человек воздуха или человек огня?

Каждый из этих молодцов-«человеков» решает разные задачи, имеет разные сильные стороны, а значит, по-разному может проявлять себя в обществе и семье.
Когда одного из типов стихии нет, семья, организация, любая компания будет ощущать нехватку. Что-то где -то будет «проседать» или «не ладиться». Наши предки понимали, что все эти «человеки» нужны, полезны и хороши, особенно когда занимаются своим делом.

Понимание и принятие того, кем ты являешься, даёт невероятную легкость, радость и уют пребыванию в этой жизни. Ведь когда ты решаешь «свои» задачи, проявляются твои лучшие стороны, и ты находишь помощь везде. Это происходит легко и естественно.
Напротив, занимать «не свою» позицию человеку достаточно трудоемко. Мы ведь часто говорим: «О, ведь он человек земной», или: «Она воздушная особа». Кого-то мы прикладываем, говоря: «Он льет воду». А кого-то тем, что он «Огонь-Человек».

Подробнее эти стихии, как их определять, кто есть кто и какой, разбирается на курсе «Семейный лад», а также на встречах медицинского управления Института Русского Языка "Ясна".

Свобода - это когда все на своём месте!
Исследование на тему «верность» и «ревность»
Алёна Юрьевна Шарабьева
Два слова «верность» и «ревность» - и, похоже, что это совершенно противоположные слова, однако, это только на первый взгляд. Верность и ревность не могут существовать друг без друга.
Рассматривая эту тему, я буду использовать следующие авторитетные источники: толковый словарь В.И. Даля (1868г.), толковый словарь С.И. Ожегова (1960г.), словарь, составленный по Остромирову Евангелию А.С.Сувориным(1899г.) по Ф. Миклошичу, А.Х.Востокову,Я.И.Бередникову и I. С. Кочетову., словарь Д.Н. Ушакова (1940г.), полный Церковно-славянский словарь Священника магистра Григория Дьяченко ( издан 1993г.), фрагменты из книги профессора психологии Е.Ильина «Психология любви», ЯСНА «бокала» С.А. Молодовский и А.А.Скиба, вводное слово С.Ю. Архипова к блоку 4, урок 1, Книга «ЯСНА, записанная со слов Е.М. Гая».
Давайте сначала разберёмся со значением этих слов. Может здесь кроется разгадка?
«Верность» по словарю Д.Н. Ушакова имеет 4 значения: верность слуги, верность своему слову, верность догадок, верность перевода.
Словарь Ожегова добавляет «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях».
Словарь Суворина о верности говорит – это доверенность, а верный – исповедающий истинную веру, благочестивый.
Толковый словарь В.И. Даля не рассматривает слово «верность», а отсылает смотреть «вЬра», а словарь Г. Дьяченко говорит, что верный – достойный веры, постоянный в чувствах. То есть, получается прямая связь со словом «вЬра». Тогда исследуем это слово. В этом же словаре про вьру 1) верование, признание чего либо за истинное 2) твёрдая уверенность.
Словарь Ушакова нам сообщает: вера – доверие, признание чего-то истинным, не требуя доказательств.
В словаре Суворина, вьра это 1) верование в Бога…2)уверенность, твёрдое упование.
По словарю Ожегова вьра – 1) убеждённость, глубокая уверенность в ком либо или чём либо 2) вера в Бога (принять на веру – признать истинным без доказательства).
В словаре Суворина, вьра это 1) верование в Бога…2)уверенность, твёрдое упование.
По словарю Ожегова вьра – 1) убеждённость, глубокая уверенность в ком либо или чём либо 2) вера в Бога (принять на веру – признать истинным без доказательства).
А вот словарь Даля даёт нам более расширенное понимание. ВЬра – 1) уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие о чём либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных 2) отсутствие всякого сомнения ( хочу выделить слово сомнение) или колебания о бытии и существе Бога.
Можем обобщить все объяснения, данные в словарях и тогда получается, что вьра - это уверенность и убеждённость в ком либо или чём либо; твёрдое сознание без всякого сомнения…
В словах «верность» и «вера» мы видим прямое сходство и одинаковый корень «вер».
Теперь попробуем разобраться со словом «ревность». В общественном сознании любое проявление ревности, расценивается как отрицательное явление. И в Советскую эпоху ревность осуждалась как безнравственность, как проявление эгоизма, себялюбия, тщеславия и зависти. И действительно, во многих своих проявлениях ревность унизительна и отвратительна. Но всегда ли ревность означала то, что мы под ней подразумеваем сейчас? Вернёмся к словарям.
Ушаков пишет о ревности – страстная недоверчивость, мучительное сомнение ( снова мы встречаем это слово) в чьей-нибудь верности, любви, в полной преданности.
В словаре Ожегова мы тоже читаем, что ревность это мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, любви. Но есть и другое значение – усердие, рвение ( с ревностью взяться за дело), а рвение - это крайнее усердие в чём либо.
Смотрим словарь Суворина. Здесь ревнитель – усердный защитник, поборник, а ревновати – это 1) тщательно стараться о приобретении чего либо 2) подражать, последовать 3) иметь горячую любовь, усердие и 4) не доверять в любви, в верности.
Что же нам скажет словарь Даля? Читаем. Ревность – горячее усердие, старанье, стремление к добру. Но тут же: зависть, досада на большой успех другого. Ревностный – самый усердный, прилежный, заботливый, предавшийся всей душой делу. Ревновать – потщиться всеми силами, со рвением стремиться к чему-то (ревную знаний, ревную небесного Царства). Соревновать – подражать, последовать не уступая ( «ревнуйте нашему примеру» М.Ломоносов, « я всегда ревновал успехам его, старался сравняться с ним»), горячее усердие «не ревнует батрак хозяйскому добру или о хозяйском добре»- значит не заботится, не усердствует. И в этом же ряду, ревновать кого-то – это не доверять, опасаться за кого-то…Всяк соревнует доброму примеру.
Можно сделать вывод, что ревность – это стремление к чему-то с рвением, усердие, старание к доброму. Тогда получается, что и в чувствах ревность – это стремление чего-то достичь, то есть достичь чьей-то любви.
Вспомним о корне слова «вер», которое мы выделили из «верность» и «вера». Теперь мы выделим корень из слова «ревность» и получим «рев». Выходит, что «вер» и «рев» противоположны по направлению написания букв, а значит и противоположны по смыслу. И, если убрать отсюда гласную, то видим «вр» и «рв». Однако, эти же сочетания встречаются в словах «ворог», «врач», «варвар», «ворон», «ровня», «равенство», «рёв», «рвать». Одни слова, где встречается «вр» несут негативный оттенок, другие же нет. И в случае с «рв» - тоже самое. Можно сделать вывод, что с сочетанием букв «вр» и «рв» могут встречаться слова и с положительным, и с отрицательным значением.
Но если «вера» - это положительное значение, то что же всё-таки с «ревностью»?
Известный профессор психологии Е. Ильин, в своей книге «Психология любви» приводил высказывания известных лиц. Так, например, Жермена де Сталь ( французская писательница 18 века) писала: « Отсутствие ревности означает расчётливую любовь», а Павел Флоренский - « ревность есть необходимая сторона любви, она – один из моментов любви, фон любви».
Ещё Ф.де Ларошфуко писал «Ревность питается сомнениями ( это противоположность того, что вера принимается без сомнений), она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность». Выходит, что ревность может умереть или, наоборот, разрастись.
В одном из «мудрых» сборников есть такое высказывание неизвестного автора, которое мне кажется верным: « Не тогда человек ревнует, когда любит, а когда хочет быть любимым». Таким образом, ревность – это не любовь, а желание её иметь или же страх её потерять. Об этом же мы сделали вывод, разбирая слово «ревность» по словарям, что - это стремление ( страстное желание) к чему-то с рвением ( быть любимым).
А если мы теперь разберём по ЯСНЕ эти понятия. В каких они находятся полочках? По ЯСНЕ «бокала» его объём – это 2-ка и она соответствует «вере», а в 8-ке тогда находится её противоположность – «ревность» и там же «рёв», то есть слёзы.
Всё же получается, что «вера» и «ревность» - это антагонисты и , чтобы не «реветь» (не ревновать) – надо верить. И в сфере необузданной ревности даже самая крепкая любовь задыхается и чахнет.
И всё же ревность – нормальное явление, если она возникает редко. Она может доставлять удовольствие тому, кого ревнуют. Скорее всего дело в пропорциях. Ведь даже самое целительное лекарство, принимаемое без меры, может причинить вред. Профессор, доктор медицинских наук И.Н. Шевелёв вывел следующий постулат: «Ревность – яд; в малых дозах стимулирует любовь, в больших – убивает.»
А что же ещё о «вере» нам говорит ЯСНА? С.Ю. Архипов рассказывал, что вера- это верёвка ( с одной стороны привязана к колышку, который есть любовь, а с другой к петле, которая надевалась на шею, в данном случае, козы, то есть к надежде). Для козы определили 6 футов , то есть мера веры – это 6 футов. А мы ведь недаром говорим, что всё хорошо в меру.
Так получается, что и у «ревности» тоже должна быть своя мера. В книге «ЯСНА» говорится, что существует крест веры – это полочки 2,5,8,11. Вера в 2-ке – это вера в свои силы; вера в 5-ке – это вера в своё дело; вера в 8-ке – это вера в победу (или здесь болеть за своих), а вера в 11-ой полочке – это вера в завтрашний день. Получается, что есть 4 веры. Но значит тогда, что есть и 4 её противоположности, то есть ревности. А так как все эти противоположности попадут в те же полочки, то значит, в каждой из этих полочек будет находиться и вера, и ревность.
Мы знаем так же , что по ЯСНЕ каждая полочка содержит в себе элементы противоположной полочки, а так как мы уже выяснили, что в кресте веры находится и ревность, то можно сделать вывод. Вера и ревность как свет и тьма, находятся в единстве борьбы противоположностей.
Первый опыт ревности, который человек переживает, происходит в детстве. Это страх ребёнка потерять свою маму ( то есть любимого человека). Он страстно желает её любви и внимания, но он ей и полностью доверяет. Но если ревность может быть созидательной силой, надо ли спешить избавиться от неё?
Из всего того, что мы здесь разобрали, есть только один вывод: «верность»(она же «вера») и «ревность» не могут существовать друг без друга. Но у каждой из них должна быть своя мера. Когда «верность» и «ревность» уравновешены, тогда наступает гармония. А с гармонией приходит и счастье!
Made on
Tilda