Славянские обереги
Автор – Алёна Юрьевна Шарабьева
Мы сейчас очень много слышим о славянских оберегах. Стоит ввести в поисковике соответствующий запрос – появляются миллионы результатов. Как разобраться во всём этом многообразии? С чем же связаны обереги? С язычеством? И что означает пословица: «По одёжке встречают, а по уму провожают»?

Давайте ненадолго погрузимся в далёкие времена, когда наши предки жили совсем не так, как сейчас. Среди историков есть разные мнения по поводу происхождения Славян. Одни считают их Скифами, другие Вендами или Винами и Ариями. Как бы то ни было, но они вели оседлый образ жизни. Это позволяло им созерцать окружающий мир во всём его великолепии.
Верования у наших предков во многом зависели от свойств их быта. Они были земледельцами и поэтому жили в тесной связи с природой. Вспахивая землю, они вскрывали её недра, с тем чтобы положить туда зерно будущего урожая. Поэтому на каждом шагу им приходилось прислушиваться к природе, чтобы понимать смысл и значение всех её явлений. Засевая зерно, славяне уже вступают во взаимоотношения с природой, в разумную беседу с ней. Им приходилось наблюдать непреложные законы и изучать сущности живого мира. Это была первобытная наука. А взаимоотношения с природой рождали первых поэтов. Макс Мюллер дал такое определение языку: «Язык есть ископаемая поэзия». Эта поэзия – безграничная область всенародного творчества,
где все боги – это поэтически осмысленные олицетворения и воплощения тех понятий и впечатлений, которые возникают в человеке при созерцании Божьего мира. Наши предки понимали одну великую истину, что жизнь есть основа всего мира, что она разлита повсюду и чувствуется на каждом шагу, в каждой былинке. Вот поэтому в их представлении не только звери, птицы, змеи, растения, но и камни мыслили, чувствовали, говорили таким же понятным человеческим языком. Наблюдая разнообразные действия и явления природы, они непрестанно творили, создавали живые лики, вкладывая в них мудрость своих мыслей о тайнах Естества. В сущности, они обожали одну только жизнь, не стихии, как обычно говорят, но саму жизнь. То есть все живые проявления и живые образы Матушки-природы.
В свете этих отношений наши предки наносили растительный и животный орнамент на предметы домашней утвари, на свои жилища и на одежду. Делали себе украшения в виде подвесок, серёг и поясов. И везде изображали растения и животных в том или ином виде. Надо сказать, что в те времена было великое множество золотых украшений. Они навешивались даже на конскую упряжь. Из золота были сделаны браслеты на руках и ногах. Шею украшали мониста, ожерелья или обручи из драгоценных металлов и каменьев. На золотых и бронзовых бляшках непременно были выгравированы растительные и животные орнаменты и другие изображения. Такого рода украшения носили как мужчины, так и женщины. Однако в зависимости от достатка, подвески и разные другие украшения могли быть сделаны и из обожжённой глины.
Украшали чаще всего шею, плечи, грудь, кисти рук (поручи), подолы рубашек и платьев. Археологи находят украшения из золота, серебра, бронзы, жемчуга и камней. Но в зависимости от достатка, на этих же местах тела металл и каменья заменяли вышивкой, непременно с природными узорами и орнаментами. Позднее вышивки стали доминировать больше в одежде. Чаще всего использовали нити красного, белого, чёрного и жёлтого (отождествлялся с золотом) цветов. Сейчас мы уже понимаем, что именно эти цвета характеризуют русский мир. Потому как солнце, которое почиталось больше всего, бывает на рассвете золотым, днём оно белое, заходит красным, а его отсутствие – это тьма, то есть чёрный цвет.
Однако в каждой области есть свои орнаменты и свой неповторимый колорит в ношении одежды. Они порой довольно сильно отличаются, хотя есть непременные важные детали – это пояса, мониста, браслеты или поручи на рукавах (вышитые), на подолах рубах и платьев – кайма или вышивка. Вот мы и подобрались, наконец, к оберегам.
Сейчас все эти орнаменты и вышивки считаются обережными. Предполагается, что они как-то защищают или охраняют того, кто их носит.

Разберём слово «оберег».
Согласно словарю Ожегова, оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь. Обереги от порчи, от дурного глаза. А ещё это заговоры, наговоры, нашёпты. Оберег – это талисман, ладанка, привеска от сглазу. Но есть ещё другое объяснение этому слову, в качестве наречия. Оберег или обережь – это близ берега, берегом (держись берега, то есть ближе к берегу или у берега). Значит, оберечься – это то же, что уберечься. Происходит замена буквы «о» на «у». Берег, видимо, имел большое значение. Ведь селились раньше возле реки, и чтобы не случилось беды, надо было держаться берега. В этом случае смысл слова более понятен, но с орнаментом никак не связан.
Словарь Даля не объясняет слово «оберег», но есть другое слово «оберхъ». Оберхъ – поверх или обер. Обер – это главный, верхний, высший или старший. Значение этого слова более значимо, относится к чему-то важному, но и оно не связано с орнаментом.

Лингвистам знакомо такое понятие, как бустрофедон – это чтение в обратную сторону. То есть раньше слова писались и читались в обоих направлениях. Попробуем прочитать слово «оберег» в обратную сторону. У нас получится слово «герб». Вот она и разгадка. Есть такая наука – геральдика. Геральдика – от слова гербарий – лист. Эта наука определяет, какие цвета и орнаменты должны быть у каждого рода и многое другое. Я уже говорила выше, что для каждой области или рода был характерен свой орнамент, так сказать, свой герб. Поэтому встречали по одёжке. То есть сразу видели, к какому роду принадлежит человек. Ну, а пообщавшись с ним, провожали по уму. Но раньше эта пословица звучала немного по-другому:

«По платью встречают, а по уму провожают».
Made on
Tilda