О бедных монастырях замолвите слово.

И. В. Агапов
Сокровища монастырей
Легенды о несметных сокровищах древних храмов и монастырей не знают числа. Множество преданий ходит о кладах, о людях их спрятавших. Каждое таит в себе немало тайн и загадок. Но лишь немногие из них имеют отношение к событиям, в действительности происходившим.

Много разных эпох пережили эти легендарные сооружения. Взлёты и падения были в их истории. Позже у них остались только религиозные функции, потом их ждал закат, разграбление и нередко разрушение.

Монахи часто укрывали ценности в недоступных местах, чтобы сокровища не попали в руки грабителей. Клады старались не зарывать в землю. Их вмуровывали в стены, прятали на чердаках, в сосудах, утаивали в водоёмах. Тому существуют даже документальные подтверждения.

Со временем монахов не стало, а сокровища остались в неизвестных тайниках. Именно эти клады ищут спецслужбы, чёрные копатели да простые искатели – любители тайн и легенд.

Так есть ли хоть доля правды в легендах? Или все они – плод воображения, вымысел?

В нашей статье на сайте www.litprosvet.ru «Золотник да Кладезь» мы упоминали, как в монастырях прятали ценности. Но речь сегодня пойдёт не о кладах, вернее, не совсем о них. Обратимся к монастырям и рассмотрим их более подробно.

Из открытых источников нам известно, что монастырь – это «религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих». В иностранных языках слово «моно» или «монос» значит «один, одинокий», а «монастырь» – уединённое место.

Люди уходили в уединение в монастырь, находили там утешение... Они принимали постриг, смирялись с судьбой, отбывали срок уединения, так как постоянно в монастыре могли находиться немногие, остальные менялись.

Монастырей по всему миру великое множество. У каждого из них свои особенности, архитектура, стиль, расположение и даже назначение. Обратимся за помощью к русскому языку и языкам иноземным, посмотрим, что подскажут они нам в наших поисках.

Слово «монастырь» очень интересно само по себе. Если разбить его на два слова, то получим «монас», «манус» и «тырь», «тырить».

Слово «тырить» сегодня обрело несколько иной смысл и связывается только с воровством, но ранее «тырить» означало «копить» или «хранить».

То есть монастырь – это место, где что-то накапливалось, хранилось.

Монастырь или крепость?
Мы наслышаны о различных сокровищах скрытых за стенами монастырей. Подозреваем монахов в их корысти и жадности. Но такие времена настали, монастыри довольно сильно дискредитировали себя, переделались в места паломничества, утратив своё былое предназначение. Какое?..

Монастыри изначально возводились как фортификационные сооружения для отражения атак врага, готовые к длительной осаде. Они всегда обносились надёжной крепостной стеной. Это крепости со всеми необходимыми атрибутами: башни, ворота, мосты, рвы, валы, подземные ходы. Соответственно, внутри монастыря не простые люди обитали.

До сегодняшних дней сохранилась присказка, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Воины несут службу в военных частях. У них есть свой устав, распорядок. Так же весь личный состав монастыря формировался согласно штатному расписанию крепости: с людьми служивыми да со службами обеспечения. Монахи в монастырях до сих пор служат.

Вокруг крепости располагались монастырские поля и угодья, что позволяло монастырю обеспечивать себя всем необходимым. Крепость служила пристанищем для путников и защитой, оплотом для местных жителей.

Возводили монастыри на дорогах, ведущих к городу, для защиты его на дальних подступах или для наблюдения за местностью. Например, Донской, Даниловский, Симонов монастыри на дорогах к Москве. Строили их на островах, как например Соловецкий монастырь, чтобы контролировать берега и акваторию. Не удивительно, что монахи были хорошими воинами. Даже официальная история иногда упоминает об этом. Всем нам известны, например, монахи Ослябя и Пересвет. В летописях отмечается их воинское мастерство да сила недюжинная.

Можно вспомнить и другие упоминания о монастырских воинах, о целых школах боевых искусств по всему миру. Многие из них сохранились до наших дней. Наглядным примером служит всем известный монастырь «Шаолинь», продолжающий обучать воинов по древнейшим системам подготовки.

Монастырь или тюрьма?
Монастырь нередко отождествляется с наказанием. Есть даже выражение «подвести под монастырь», что означает «подвести под наказание, поставить в затруднительное положение, ситуацию, обычно в форме серьёзных, часто необратимых, последствиях». Оказывается, что это неспроста.

Монастырь помимо военного назначения носил функции исправительного учреждения. Осуждённых отправляли отбывать наказание не только в остроги, но и в монастыри. Там они искупали свою вину.

Интересно, что сегодня всех заключённых и военных коротко стригут. Получается, военные наряду с преступниками искупают вину. Само слово «воин», «война» созвучно со словом «вина». Существует даже понятие «воинская повинность» – обязанность нести службу в военное и мирное время, воевать. Ранее считалось, что всякий мальчик уже несёт вину-повинность, потому что он – будущий воин. Есть также слово «забрить» в значениях арестовать, мобилизовать, призвать в армию. Может и народ выселенный на острова неспроста бриттами назывался...

Помните, что в монастырь попадали только приняв постриг?

Таким же образом в наказание отправляли казаков на границу служить да земли новые осваивать, отпускали на волю. Приписывали их к пограничным крепостям да монастырям. Они также постриг принимали. До сих пор в народе сохранилось выражение «вольный казак».

Ранее все воины носили косы. На косе располагались все награды, регалии, звания. Поэтому лишиться её в бою или по осуждению, при постриге, когда косу-голову отрубали, было величайшим позором.

Вспомните, например, остриженных запорожских казаков. На голове у них оставался оселедец, чуб, острижец – единственная связь, нить, вера, дающая шанс к искуплению вины, шанс вернуться на Родину, выйти на свободу.

Отпустить волосы можно было только, искупив вину. Такие казаки становились прощёнными, а земли, что они присоединили к Руси отдавались им в вечное пользование. В монастырях же осуждённые осваивали военную науку и служили до срока.

Монастырь или телеграф?
Существует даже такой термин как «монастырская колонизация». Его связывают со «всплеском миссионерской деятельности» на территории Руси. Вероятно, термин относится к тем временам, когда шло освоение и присоединение к территории Руси новых земель.

Кстати, ранее в Киевской губернии наряду с Киево-Печерским существовал Киевский Межигорский монастырь. Как утверждается, он был духовным центром запорожского казачества, считался главным казачьим войсковым монастырём. В екатерининские времена монастырь был упразднён. Вероятно, это было связано с прощением казаков и роспуском Запорожского Войска.

Монастыри, как деревни и города, располагались на высоком берегу реки. Оттуда обзор лучше, местность хорошо просматривается, а сам монастырь издалека виден. Путник знает, где людей встретит, и с наблюдательных пунктов монастыря всё вокруг, как на ладони.

В так называемом классическом построении архитектурного ансамбля монастыря центральное место имеет собор и колокольня.

Ранее они служили маяками. На колокольне располагалась не только звонница, но и средства оптической передачи данных. Говоря простыми словами, на колокольнях разводили костры в непогоду и в ночное время, а в дневное – использовали зеркала для передачи сообщений.

Вспомните так называемую византийскую сигнальную систему, которая по легендам простиралась более, чем на семь сотен километров.

Сегодня можно утверждать, что «русская сигнальная система» была намного крупнее, обширнее. В самом деле, ведь территория России поистине огромна, а количество колоколен измеряется тысячами.

Итак, мы выяснили, что монастыри – это твердыни, оплоты, стражи, хранители. Но что же хранили монастыри?

Как вы думаете, какое самое главное сокровище человечества? Золото? Нет. Жизнь отдельно взятого человека? Нет. Еда? Семена? Нет. То, без чего немыслима любая великая цивилизация – это знания. То, над чем работало всё человечество, и то, что в случае катастрофы поможет человечеству наверстать упущенное очень быстро. Именно эти сокровища и прятали монастыри. Но об этом в следующий раз.

Монастырь или бибилиотека?
Сегодня мы знаем о различных способах письма. Знаем, что одни пишут справа налево, другие наоборот, а третьи вообще сверху вниз.

Так вот способ написания правой рукой слева направо называется «правописание», а левой рукой справа налево носит название «манускрипт». Писание, писать – это способ записи слева направо, а скрипт, скрипеть – справа налево. Справа налево писались, например, священные тексты – скрижали. «Скрипеть пером» означало «писать в левую сторону священный текст».

Манусом называется левая рука. Отсюда происходят слова «манить», «манок», «мани», «money», «заманивать» и другие. Возможно, обезьяна тоже произошла отсюда же...

Вот и манили к себе монастыри искателей приключений, сокровищ, кладов, да и прочий люд не прочь был посетить монастырь.

Слово «тырить» имеет также значения «прятать» и «скрывать». Именно в монастырях постоянно прячут что-то или кого-то: то Констанцию спрячут, то кого-то вышлют на «соловки».

Выходит, что монастыри, помимо своего военного назначения, являлись ещё и хранилищами, библиотеками различных манускриптов. Хранили то, что нужно было спрятать, скрыть. Также в некоторых монастырях размещались астрономические наблюдательные пункты и даже обсерватории...

При разрушении монастырей нередко обнаруживались помещения, в том числе и подвальные, заполненные древними рукописными книгами. Большинство из этих книг было уничтожено в угоду политике, но многое всё же сохранилось.

Монастырские работники занимались сбором податей, учётом поселений и угодий, переписью населения. В монастырях хранились разрядные книги, списки, хроники.

По сохранившимся документам в четвёртом веке библиотека при каждом монастыре была. Книги хранились в особых нишах. Ими заведовал определённый человек. Откуда же они брались в монастырях, если книгопечатания тогда ещё не изобрели? Их писали древние Несторы. Оказывается, Нестор – это не совсем имя. Это должность, она содержала в себе деятельность по сбору историй со странников и путников, остановившихся в монастыре постояльцев. Кто-то рассказывал Нестору свои настоящие наблюдения, приносил проверенные вести, а кто-то потчевал сказками о людях, ходящих вверх ногами и другими байками. Всё это педантично фиксировалось в книгах.

Так же при монастырях часто жили учёные, проводили опыты, наблюдения, делали свои открытия, ведь, чтоб обдумать какую-то задачу, надо отойти от мира и его радостей. Их труды, черновики, дневники наблюдений – всё потом оставалось в стенах монастыря. Каждый древний монастырь может похвастать учёными именами.

Монастырь или банк?
Легенды о несметных сокровищах древних храмов и монастырей не знают числа. Множество преданий ходит о кладах, о людях их спрятавших. Каждое таит в себе немало тайн и загадок. Но лишь немногие из них имеют отношение к событиям, в действительности происходившим.

Но, как ни крути, а доля правды в монастырских сокровищах есть. Надёжность монастырей позволяла хранить в них казну, а казначеям спокойно заниматься своей деятельностью. Не зря же главными сокровищами монастырей сегодня считаются деньги и драгоценности. Возможно даже, что именно с монастырей началось построение банковской системы.

У рыцарей всегда была нужда в хранении захваченных ценностей. Воевать с ними подмышкой было не удобно. Вот и хранили их в монастырях. А поскольку боевые действия могли развернуться где угодно, то по пути крестовых походов и монастыри возникали.

В начале статьи мы упомянули, что слово «монастырь» образовано от слова слова «монос» или «моно». В контексте монастыря оно может означать способность в одиночку противостоять неприятелю, способность существовать автономно продолжительное время, как любая серьёзная крепость, твердыня.

Ещё одно значение слова «моно» – это единство, монолит. То есть «моно-литос», слитая воедино, где «литос» – камень.

Созвучно с монастырём и слово «mount», «маунт» – гора, которая на греческом звучит как «воуно» или «воино». Ведь монастырь – целая гора, твердыня, одиноко стоящая крепость с воинами.

Так что жизнь монастырей была очень насыщенной и разнообразной, далеко не такой, какой она нам сегодня представляется: с тишиной, уединением, смирением...

Множество функций, возлагаемых на монастыри, приравнивали его по значению к городу, к локальному государству – наместничеству. Обладая собственным казначейством, службами по сбору податей и достаточно мощным гарнизоном можно сделать вывод, что жили монастыри далеко не бедно...

Возможно, в древности многие монастыри явились своеобразными форпостами при освоении новых земель, средствами экспансии, колонизации. Но это уже совсем другая история.
Made on
Tilda