Золотая осень
Автор – Елена Анатольевна Колотова
Русь на царствие венчалась в октябре.
Стены Храма в золотом убранстве.
Подарили Небеса оплечье Звёзд,
Солнце – посох, шар – Луну в пространстве.
На дворе сентябрь кружит разноцветные листья, стелет путникам мягкие ковровые дорожки. Первые путешественники сентября – дети спешат в страну знаний. Сейчас только ленивый не ругает нашу многострадальную систему образования, и есть за что. Но разговор пойдёт не совсем о ней.

В далёкой древности в число изучаемых предметов входили семь дисциплин – Семь свободных искусств. Первая ступень обучения включала в себя три науки: грамматику, риторику и диалектику (логику). Они составляли троепутье, или тривиум. Считалось, что знания в данных областях делали человека свободным, то есть, он мог свободно и легко изъясняться и выражать свои мысли, а также поддерживать беседу на должном уровне.

Вторая ступень обучения состояла из четырех наук: арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Этот цикл назывался четверопутьем, или квадривиумом.

Искусства изображались семью безымянными Девами. Предметы и инструменты в руках прекрасных Дев были отличительными знаками в их деятельности. Нас и поныне окружает семизвучный и семицветный мир, гармонично соединяющий всё многообразие в единое целое.
Наместником Бога на земле является царь. И у него тоже семь атрибутов царской власти:

Первый из них – царский Посох или Скипетр. Взяться за посох – пуститься в путь. Символ власти, избранности над остальными и, в первую очередь, имеющего право речь молвить, народ за собой вести, владеть в совершенстве грамотой и грамматикой. Изображали Грамматику в окружении двух учеников, склонённых перед ней на колени, а в руках Дева держала прут. Грамматика во все времена считалась базовым предметом и "матерью наук", включала в себя изучение и знание литературы.
Второй символ – оплечье или бармы. Это часть одежды или доспехов, покрывающая плечи, широкий воротник-ожерелье, состоящий из запонов, драгоценных камней, семи эмалевых медальонов. Все отверстия на одежде (горловина, пройма, запястья, подол) украшали ранее особым образом. Они всегда имели защитную вышивку. Считалось, что через горловину Душа покидает тело, а потому эту часть особенно оберегали. Оплечье, как и Риторика, носит защитные функции. Деву Риторику изображают с мечом и щитом, иногда с книгой или свитком. Познав многое, научись молчать, а говорить лишь там, где это требуется. Риторика включала в себя изучение законов и прав, дабы защищаться и обороняться.
В. Суриков. "Посещение царевной женского монастыря". 1912г. (Пример оплечья)

Третий атрибут – Шапка Мономаха – символ самодержавия, головной убор с соболиной опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Другими словами, «гора года» – время праздновать и подводить итоги. Макушка – самая высокая часть головы, покрываемая шапкой. Словно смена дня и ночи, то видишь ясно, а закрыв глаза или нахлобучив шапку, погружаешься в темноту. Тогда и размышляй, чтобы ничего не смущало, не отвлекало, в том числе и зрение.

Деву Логику изображают со змеями, скорпионом или ящерицей, иногда с весами, а порой и со змеёй, которая прячется в цветах. Кадуцей, на котором переплетаются две змеи – истина, закрученная или окутанная тьмой. Диалектика (логика) учит строить доказательства и вести диспут.

Образ Владимира Мономаха
Четвёртый символ – Трон – царское кресло на специальном возвышении, с балдахином-шатром, поддерживаемым четырьмя столбами. Арифметика – царица математики. Её изображали со скрижалью, абаком или линейкой. Арифметика учит рассуждать, и, чтобы постичь её, необходимо немало потрудиться. Всё в мире располагается в соответствии с её законами. Абак в руках Арифметики – это доска, разделённая на полосы (очень похожа на распаханное поле с бороздами), внутри которых передвигались камешки для арифметических вычислений.
Пятым отличительным знаком является Держава, или державное яблоко – золотой шар, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом.
Две половинки одного яблока как символ равноценности и единства двух частей. У нас и сейчас говорят: "Разрезанному яблоку жить недолго". Если яблоко разрезать по горизонтали, то на каждой половинке будет по пятиконечной звезде. Одно из значений слова Держава – крепость, а Геометрия – измерение земли. Недаром по ней разбросаны крепости – звёзды. Геометрию изображали с державой в руках, циркулем (для черчения окружностей) или угольником. Угольник – измерительный прибор, в том числе фитинг – короткое соединительное звено для перехода на другой диаметр. При изучении геометрии усваивались основы географии, архитектуры и естественных наук.
Шестой символ царской власти – Печать. Это ручная вещица разных конфигураций, с вырезанным на ней письмом, вензелем, знаками, гербом или иным начертаньем, для оттиска на сургуче, на воске, либо чернью и краской, что служит рукоприкладством. У печати есть оттиск. Ярлык или билет, выданный на пропуск, тоже из этой серии. Для умного – печать, для глупого – замок.
С ней можно соотнести Астрономию, которую изображают с шаром-державой в руках и секстантом. На шар нанесены небесные созвездия, как некий путь. Секстант – угломерный прибор в виде трубы с 60-ти градусной дугой-лимбом (шестая часть полного круга) для измерения высоты планет над горизонтом. Астрономия изучала строение неба, движение звёзд, включая и астрологию.
Секстант – угломерный прибор для измерения высоты планет над горизонтом
Седьмым атрибутом власти является Гимн державный – песнь восхваляющая и прославляющая. Музыка есть гармония. Её изображали Девой, играющей на музыкальном инструменте (набор колокольчиков, орган, лютня, виола или скрипка). Музыка рассматривалась не как искусство игры на музыкальных инструментах или пения, а как теоретическая математическая дисциплина о мировой гармонии, пропорциях и числовых соотношениях.
Все эти предметы изучались в общеобразовательных школах, а более глубоко в университетах.
На Руси учёными и преподавателями была создана русская система высшего образования, тесно связавшая теоретическое обучение и практические занятия на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом "русскими методами обучения".

Сопоставив атрибуты царской власти с русской системой образования, лучше понимаешь поговорку "Без царя в голове".
Made on
Tilda