Усадьба Остафьево ясными глазами. Часть II.
Авторы - И.Г. Петухова, А.А. Скиба
Мы с вами гуляем по усадьбе Вяземского Остафьево. Мы уже навели небольшую историческую справку об этой усадьбе, узнали, чем она так известна. Теперь просто полюбуемся видами.

Идем по дороге, входим в ворота. За воротами длинная тенистая аллея, заканчивающаяся круглой центральной клумбой. С обеих сторон клумбы высажены два дуба, привезённых в дар из Канады.

И вот мы подходим к дому. Он напоминает огромную красивую птицу. Дом встречает нас, распахнув в обе стороны два крыла - колоннады, два флигеля с флигельками.
Присмотритесь: главный дом, длинная колоннада и два флигеля.
По такому принципу строятся все усадьбы мира.

К обязательным атрибутам усадьбы относится круглое центральное место перед главным домом: клумба, маленький фонтан, перекрестье дорожек или, на худой конец, статуя. Почему? Узнаете чуть ниже.

И обязательно усадьба должна стоять на берегу водоёма. Мы же помним, что усадьба – это место, в котором водоплавающие птицы садятся на гнёзда. И да, обычный цвет усадьбы – белый. Так что перед нами птица. Красивая птица с длинными крыльями.
Между прочим, флигель – это рулевое перо крыла. Правда, нам говорят, что это перевод с немецкого. Ну, сегодня мы не будем спорить, сегодня мы мирно гуляем по усадьбе Остафьево.

Флигели усадьбы расположены по «проекту» крыла птицы! Одно крыло усадьбы опущено немножечко в пруд, рядом с которым расположен дом. Лебедь как бы плывет по водной глади реки. Крыло, спускается на воду и служит пристанью. По нему можно подняться в дом. Точно так же делают лебедята, поднимаясь по опущенному крылу на маму. Для них там, где мама, там и дом.

А мы от флигеля-пристани пойдём к центральному крыльцу усадьбы…

Кстати, не задумывались ли вы о том, что слова крыло и крыльцо как-то подозрительно похожи. Крыльцом называется то, без чего птице сложно было бы летать, а именно – хвост птицы. Именно по хвосту мы заходим в дом-птицу.

Если здесь хвост, то где-то должна быть и голова птицы. Логично предположить, что голова будет с противоположной стороны хвоста, как раз там, где от дома тянется длинная липовая аллея. Она ровная, как шея птицы. Между прочим, бытует мнение, что эти липы встречали ещё Пушкина. Вполне возможно, ведь, как говорят специалисты, им более 150 лет.
Любая усадебная аллея должна заканчиваться беседкой Аполлона – это и есть голова птицы.

Сегодня во многих книгах можно встретить фразу, что группа людей беседует. «Компания подобралась весёлая – мы беседовали обо всём на свете». Так вот, товарищи (или господа, как кому нравится) писатели, "беседа" происходит от слова "ДВОЕ", беседовать можно только вдвоём. О любви, о чувствах, о высоких материях. И в беседку не все допускались, а только те, кто дорог хозяину.

Но в Остафьево беседка расположена немного в стороне от аллеи. Оказывается, это новодел. Берег, где стояла беседка, подмыло и она развалилась, пришлось делать новую на более удобном месте. Так что, дорогие исследователи, если в усадьбе вы чего-то на месте не нашли, скорей всего это там было, но пришло в негодность…

Усадьба-птица рассекает воздух, вокруг неё – два потока, две стороны липовой аллеи справа и слева. Они скрывают одну тайну.
Лебедь летит и поёт лебединую песню. Конечно же, о любви. Женился старик на молодой. Особо-то девушек не спрашивали, хочет – не хочет... А девушка уже любила пастуха. И вот зажила она со стариком, а в сердце своём несла любовь. Рано утром, когда гнал пастух своё стадо, девушка прохаживалась по двору и пела песню, чтоб любимый её услышал. А любимый играл ей на пастушьем рожке. Много раз просила женщина отпустить её, но старик не желал ничего слышать. Что же случилось дальше?

Подробности в Песне Песней царя Соломона.
Две стороны – Соломон и Соломифь. Они вдвоем. Соломон не отпускает женщину. Как он ее отпустит? Это же два края одной аллеи. А где находится тот пастух, которого она, Соломифь, любит? Это входная аллея. Женщина переговаривается с пастухом через стену дома. А Соломон старый и богатый её не отпускает.

Круговая дорожка, которая охватывает и аллею, и дом, и вход - это радиус любви.

И так – во всех усадьбах мира. Вне зависимости от страны и веры. Как же был придуман и воплощен такой поэтичный и романтичный образ усадьбы гуся-лебедя?

Об этом – в следующей части нашего исследования...
Made on
Tilda