Поганый Паганини
И. В. Агапов
Мир музыки наполнен множеством звуков, их сочетаниями, разновидностями. И каждый из них имеет свои особенности. Одни звуки гармонизируют нас, воодушевляют, другие, наоборот, повергают в уныние. Произведения каждого выдающегося музыканта по-своему неповторимы. Но часто не музыкальные произведения, а личность исполнителя определяют облик его современности, её отношение к музыке.

Названию этой статьи многие, как ни странно, обрадуются. «Чему же радоваться?», – спросите вы. Над этим нужно хорошенько подумать и прикинуть в уме некоторые факты из нашей романтизированной истории. Она своей навязчивостью создаёт информационный шум, за которым не слышно и не видно крупиц полезной информации, крупиц правды. Хотя правда у каждого своя.
Кстати, по такому же принципу работает и всеми вами любимая международная сеть, задача которой утопить вас в помоях, в поганом ведре, вас – поганцев, ищущих истину...

Но те из вас, кто, окунувшись в эту сеть, нашёл то, что искал, поймёт, о чём мы тут пишем.

Так уж повелось в европейской традиции называть погаными тех, кто не принимает то, что ему впаривают, навязывают, имеет своё суждение и собственное мнение, часто отличное от официальной версии.

Отсюда привычка называть таких людей низкосортными, невеждами, необразованными, некультурными, а уж построить таким людям гражданское общество вообще не суждено.

Особенно хорошо эта «привычка» заметна в отношениях города и сельской местности. Наверное, урбанизация была призвана устранить разницу между городскими жителями и сельской деревенщиной, научить этих сельских дикарей манерам...

Забегая вперёд, скажем, что у неё это прекрасно получилось.

Так неужели Никколо Паганини был таким низкосортным невеждой, деревенщиной, что мастерством виртуоза так восхищались его современники и потомки? Одни возносили его до небес, другие завидовали, вставляли палки в колёса, и всячески поносили, называя поганым, а для кого-то он был просто врагом.
Так кто же такие поганые и почему о них так много упоминаний на страницах истории?

Из определения слова «поганый»:
негодный для такого употребления, которое требует чистоты; загрязнённый отбросами;
– не употребляющийся в пищу из-за несъедобности;
нечистый, запретный в силу религиозных догм, правил;
– отвратительный, неприятный;
скверный, презренный, негодный, в бранном смысле;
– невысокий по качеству, плохой;
– в церковной литературе – язычники, от латинского «paganos» – деревенский (!), деревенщина; «pagan» – в первый раз.

Начнём по порядку.
Портрет Паганини 1819 г. (автор рисунка Ж. Энгр)
В 1782 году родился скрипач-виртуоз, композитор Никколо Паганини. В пятилетнем возрасте он сыграл на скрипке свои первые произведения. А в одиннадцать лет стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях...

Но с определённого времени его стали считать «негодным для употребления». Касалось это только его музицирования в храмах и соборах, где требовалась определённая чистота. Но какая? Там он играл с детства и играл виртуозно. Видимо, под чистотой понималось далеко не исполнительское мастерство Никколо.

Тогда почему подход к «чистоте» вдруг стал другим? Или изменился подход к частоте? Это наталкивает на мысли, что в европейской духовной жизни в это время произошли какие-то изменения. Причём эти изменения внедрялись сверху и в приказном порядке. Происходило это на рубеже 18-19 веков.

Если посмотреть на ситуацию в целом, то получается, что с этого времени в европейских храмах и соборах стали запрещать использование струнных инструментов. В их число попала и скрипка Паганини. Интересно, что скрипка звучит в спектре высоких частот. А высокие частоты, как известно, настраивают человека на творческий лад, вытаскивают из депрессий, делают людей жизнерадостными, воодушевляют, гармонизируют и т.д.

Так вот, с изменением подхода к «чистоте» в храмах и соборах это стало недозволенным. С того же времени поменялось и предназначение этих сооружений.
На рубеже 18-19 веков в европейских храмах и соборах стали запрещать использование струнных инструментов. В их число попала и скрипка Паганини. Интересно, что скрипка звучит в спектре высоких частот. А высокие частоты, как известно, настраивают человека на творческий лад, вытаскивают из депрессий, делают людей жизнерадостными, воодушевляют, гармонизируют и т.д.

Так вот, с изменением подхода к «чистоте» в храмах и соборах это стало недозволенным. С того же времени поменялось и предназначение этих сооружений.

Ещё одним струнным инструментом, звучащим на высоких частотах, были гусли. Именно с этим связаны известные всем исторические события.

Вспомните, как на Руси массово уничтожался этот музыкальный инструмент, причём, вместе с гуслярами.

Гусли собирали по всем деревням и весям, изымали насильно. Их свозили на городские площади и принародно, показательно сжигали. Несогласных с этими действиями уничтожали вместе с инструментом. Чем вам не костры инквизиции?

Как нам известно, изначально церкви создавались с одной целью – настроить человека, гармонизировать его состояние. Поэтому строились они по канонам, по природе. Учитывалось и визуальное восприятие, и собственное «звучание» сооружения на определённых частотах, созвучных со «звучанием» самого человека.

Поэтому музыка, звуки, музыкальные инструменты тоже подбирались по определённым правилам. Сегодня нечто подобное мы можем видеть в составе и схеме построения оркестра.

В жизнеописании Паганини встречается любопытная фраза:

«С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку».

Так считают с современной точки зрения, но, похоже, всё было совсем по-другому. Светская музыка и была духовной. Если тут, конечно, не имеется в виду разделение на струнные и духовые инструменты. И в церкви люди смеялись и плакали, восхищались и рукоплескали, одухотворялись и наполнялись жизненной силой, возвращались домой отдохнувшими и готовыми к новым свершениям, готовыми жить дальше.

Это потом смех и радость стали запретными в культовых заведениях. Осталось только благоговение...

«Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом».

Тут мы можем видеть изменения в европейской духовной жизни. Развивается тенденция «неуместности» того, что ещё недавно было обычным, естественным.

Паганини со своей музыкой стал «плохим», «несъедобным», перестал «употребляться в духовную пищу» и был запрещён в силу религиозных догм и правил. Для многих он стал отвратительным, неприятным, презренным.

Только вот красоту и качество исполнения его музыки никто не мог оспорить, поэтому полностью запретить Паганини не смогли, только ограничили места его пребывания и выступлений.

И наверняка при жизни на него был вылит не один ушат грязи.

Сегодня в мировой политике мы можем наблюдать подобную же риторику, те же инструменты и механизмы ограничения и сдерживания, очернения, охаивания и дискредитации...

Примечателен тот факт, что при жизни композитора его произведения не издавались. Связано это было якобы с его скрытностью, замкнутостью, боязнью плагиата и другими причинами, которые ещё можно придумать.

«При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывали предположения о его суеверности и атеизме...».

Вероятнее всего, произведения Паганини не публиковались только по той причине, что они были «несъедобными», и кто-то очень не хотел их распространения.

Слово «лига» означает связь, объединение. Лига объединяет людей и целые народы, различные течения, объединяет ноты, каналы, реки...

Примерами могут служить Лига наций или Лиговский канал в Петрограде. Но у этого слова есть и производные.

Нам прекрасно известно противостояние между различными современными религиозными культами. Неспроста слово «религия» означает попытку переобъединения старого под новыми лозунгами и по новым правилам.

Это не устроило большинство и вызвало несогласие, массовое недовольство, негодование и сопротивление. Отсюда вражда и противостояние. Они заложены в самой сути созданных религиозных течений.

Знаем мы и тех, кто во все времена дольше всех сопротивляется нашествию чужаков, а потом ломает хребет своему врагу и побеждает...

С чем же ещё может быть связана «несъедобность» музыки Паганини?

В роду amanita – мухоморы – есть один несъедобный, ядовитый гриб. И как вы уже догадались, называется он поганкой. Ядовитость гриба обусловлена содержанием в нём большого количества различных токсинов, которые вызывают тяжёлое отравление.

Особенная опасность гриба заключается в том, что признаки отравления проявляются в течение длительного времени, тем не менее в этот период уже происходит отравление организма и его разрушение. Этакая бомба замедленного действия. Подобным образом работает разведка и спецслужбы.

Если спроецировать эти данные на социально-политическую обстановку времён Паганини, то можно предположить, что подобные ему «поганки», вернее их знания, разлагали изнутри все попытки радикально поменять устройство общества, сложившиеся устои и традиции в угоду чьей-то выгоде, избранности.

Древние знания оказались слишком токсичными для «новой метлы». Поэтому запылали костры инквизиции в попытке выявить агентов. Но если снова обратиться к информации о поганке, то выясняется следующее: термическое воздействие на гриб не устраняет его токсического действия.

Тем более что костёр – это своеобразная печь, а токсины поганки в первую очередь действуют именно на печень. Слова созвучны, события закономерны. Возможно, поэтому инквизиция и не достигла ожидаемых результатов...

Древние знания оказались слишком токсичными для «новой метлы». Поэтому запылали костры инквизиции в попытке выявить агентов. Но если снова обратиться к информации о поганке, то выясняется следующее: термическое воздействие на гриб не устраняет его токсического действия.

Тем более что костёр – это своеобразная печь, а токсины поганки в первую очередь действуют именно на печень. Слова созвучны, события закономерны. Возможно поэтому инквизиция и не достигла ожидаемых результатов...

Кстати, раз упомянули спецслужбы, то можно вспомнить и о казаках-характерниках, пластунах и прочих элитных бойцах специального назначения, русских воинах, богатырях. Так вот, большинство из них знакомы с состояниями боевого транса, когда многократно возрастает скорость реакции, мышления, движений.

В этом состоянии изменяется сознание: анализ ситуации, принятие решений, адаптация к изменению обстановки происходят с недоступной простому человеку скоростью. Это состояние кратковременно, затрачивает большой объём энергии, сил, но позволяет выжить и победить.

Грибы рода мухомора, в том числе и поганка, тоже приводят человека в состояние изменённого сознания. Но такие «изменённые» вряд ли способны победить кого-то.

Представители спецназа есть и среди водоплавающих. Этими представителями являются утки. Только они могут с лёгкостью нырять под воду и долгое время находиться под водой, добывая себе пропитание. Это обстоятельство делает утку универсальным бойцом.

К примеру, гуси и лебеди могут погружать только голову, шею и грудь, а тело остаётся на поверхности. И оказывается, что среди представителей утиных есть птица с «изменённым сознанием», а именно: утка-поганка.

Паганини – язычник?
Из определения слова «поганый» также выясняем, что оно имеет ещё одно значение – язычник. На иноземном пишется как «paganos», в значениях: деревенский, деревенщина, несведущий, нехристианский, иноверец, идолопоклонник, язычник (gentile), языческий; «pagan» – «в первый раз».

Как много интересного открывает нам это определение, особенно в контексте сказанного выше.

Значит, поганый – язычник. Получается, и Паганини – язычник. Отсюда и обвинения в суевериях и атеизме... А ведь и все жители Советской России были «атеистами»...

После смерти великого музыканта ему было отказано в заупокойной мессе и захоронении по католическим обрядам. Останки несколько раз перезахоранивали. Только спустя тридцать шесть лет после смерти Паганини его сын получил разрешение на захоронение. Но и после этого прошло ещё двадцать лет, пока Паганини окончательно был захоронен на кладбище Пармы.

Похоже, только к этому времени «новая метла» полностью утвердилась в мире. Такая вот ненависть у чужаков к язычникам.

Слово «язычник» можно разбить на две составляющие: «язык» и «зычно». Получается, что язычник – это тот, что не «тварь дрожащая», а «право имеет»: право говорить, говорить против, и говорить это зычно, громко.

Несогласных не любят, потому что они мешают «сильным мира сего» проворачивать тёмные делишки. А тут чужаки столкнулись не просто с несогласными, а с имеющими право. По праву рождения, по праву первородства.

Слово «язычник» можно разбить на две составляющие: «язык» и «зычно». Получается, что язычник – это тот, кто не «тварь дрожащая», а «право имеет»: право говорить, говорить против, и говорить это зычно, громко.

Несогласных не любят, потому что они мешают «сильным мира сего» проворачивать тёмные делишки. А тут чужаки столкнулись не просто с несогласными, а с имеющими право. По праву рождения, по праву первородства.

Почему мы упоминаем о чужаках? Всё просто.

Антонимом к слову «paganus» – местный, свой – является слово «alienus» – чужак, приезжий, пришлый, неместный. Semipaganus – наполовину, частично местный, свой. Отсюда и столкновение своих – местных и пришлых чужаков.

Языцы – народы, которые имеют право говорить. Причём эти народы коренные, местные. В культовой литературе можно найти определение, что языцы – это демоны, искушающие праведника.

«Языцы – жители Палестины; демоны; образы человеческой жизни; неверные; все, живущие в Палестине, или «различные полчища демонов», которые устрашают и искушают праведника».

Паганини тоже считали кем-то подобным за его невиданную прежде игру на инструменте, за музыку, что он творил. Видимо, людей искушал, не позволял «переобъединить» местных. А вот народ считал Паганини своим!

«...жизнь окружающих язычников исполнена разнообразных пороков: злость, сребролюбие, зависть, гордость, лицемерие и т.п.».

Многие из этих пороков приписывали и великому музыканту. Только недавно про очернение говорили, а – вот оно.

Вспомните, что ещё не так давно наши бабушки называли заросший травой огород – палестиной. Палестина – просто-напросто высокая трава, через которую нужно прорубать путь, прилагать много усилий, чтобы её выполоть...

Получается, что палестинцы – те, кто живут на полях, богатых растительностью. Другими словами, это сельские жители.

В сегодняшнем мире мы можем наблюдать «извечное» противостояние палестинцев с израильтянами. Учитывая сказанное выше, израильтяне – горожане, которые «учат жизни» сельских жителей-палестинцев. И пришли израильтяне на палестинские земли не так давно: помним, как и когда образовалось израильское государство. Понимаем мы, и кто пришлый в тех краях.

Конечно, пришлым, чужакам, захватчикам никак не хочется, чтобы им сопротивлялись.

Отсюда появляются термины всяких «толерантностей», язычников начинают призывать к терпимости, заставляют терпеть засилье и произвол чужаков. Термин этот пришёл из медицины. Так вот, чтоб вы знали, полная толерантность означает смерть организма, то есть смерть язычников. Тогда становится понятной задача такого рода действий – истребление неугодных народов, на чьи земли и пришли захватчики.

Паганини – вождь?

Пришлым, чужакам, захватчикам никак не хочется, чтобы им сопротивлялись.

Отсюда появляются термины всяких «толерантностей», язычников начинают призывать к терпимости, заставляют терпеть засилье и произвол чужаков. Термин этот пришёл из медицины. Так вот, чтоб вы знали, полная толерантность означает смерть организма, то есть смерть язычников. Тогда становится понятной задача такого рода действий – истребление неугодных народов, на чьи земли и пришли захватчики.

Видимо, поганые – местные жители – были очень опасным и неуступчивым противником для пришлых на их землю чужаков, и справиться с ними не получалось в честном бою. Только хитрость, коварство, предательство, подкуп приходили на помощь захватчикам.

Как же правы были наши бабушки!

Заметьте, что «поганые» стали противостоять городам, только когда чужаки города эти захватили. Когда в них обосновались воинствующие наёмники, солдаты, которые до сих пор воюют с теми, кто не такой, как они – не избранный. Как нам известно, слово «солдат» происходит от «сольдо», то есть солдаты – это наёмники. Кто больше платит, на того и работают.

Таким образом, «паганусы» стали противостоять «урбанусам».

С этой позиции интересным становится термин «урбанизация». Появляется противостояние Urbanus – Paganus. Понятия «селянин» и «горожанин» противоположны. И не только потому, что издревле располагаются на разных берегах реки.

Все мы знаем этот термин. Означает он процесс переселения жителей сельской местности в города. Добровольно ли, учитывая противостояние?

Урбанизация – процесс миграции населения из сельской местности в городскую, приводящий к стремительному росту городов; процесс повышения роли городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества.

Интересно, что у католиков было несколько Римских пап как раз с именем Урбанус... Вероятно, это как раз те, кто начал процессы активной урбанизации общества. А католики и сегодня противостоят язычникам – славянам! То откопанное обратно закопают, то библиотека славянская сгорит, то свидетели исчезнут...

К примеру, фраза «pagan queen» переводится как «королева славян». То есть язычники и славяне – суть одно и то же.

У кого язык, у того и слово. Говорят они словами, слово молвят. Они словены, словенцы, словяне, славяне. А в начале, говорят, было слово! Значит, изначальным народом были язычники-славяне...

Чужаки, что пришли к власти, придумали уничижающие определения для народов, которые они стали считать своими рабами. Даже славянин у них slavе, а slave – «раб». Только вот народ не согласился с этим...

Кстати, род у иностранцев пишется как gen. То есть родовой, значит генетический. А язычник – gentle. То есть это те, кто жил по родовым обычаям. Имел генетическое право владеть своей землёй.

В большой игре совпадений не бывает. Бывают те, кто верят в них, не зная правил игры.

Вернёмся к определению слова «поганый».

«Паганус – всё сельское, низкое... Почему? Изначальная причина проста. Всё потому, что село на низком берегу находится, на правом. А с левого берега, свысока на сельчан взирают горожане.

К слову, паг – pagus – переводится как «поле». То есть поганые – те, кто работал в поле, сельские жители, деревенские жители, не военные (!). Паг – это и сельская община.

«Сельскость» в литературе всегда предполагала младенческую невинность и беззаботность, с другой стороны отсталость, необразованность, простоту нравов, приверженность традициям, устоям, укладам.

Городская культура печатного слова противостоит фольклорному способу передачи информации, присущему сельской местности.

Кстати, и сегодня «сарафанное радио» работает намного лучше и надёжнее, чем многие рекламные средства. Друг по дружке, проверив на себе, люди передают информацию. Но это к вопросу о торговцах и купцах.

Село во все времена кормило город в буквальном смысле этого слова. Но городским было мало, и они решили селян ещё и податями обложить. Сегодня, да и во все времена, мы прекрасно можем видеть пренебрежение сельскими жителями, сельской местностью, сельских хозяйством, простыми людьми, хотя село и по сей день кормит город.

Этой податью стала так называемая «десятина» – своеобразный налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьян.

Мало того, что чужаки пришли на землю коренных жителей, так ещё и своё содержание они решили возложить на плечи местного населения.

Чужаков не устраивало то, что вся земля принадлежала простым людям, их общинам, а не избранным, и находилась у них в вечном пользовании, а не во временном. И самое главное, что люди ничего за это не платили...

Земля должна принадлежать пришлым – так они сами постановили. Чужаков устроила бы временная аренда или пользование землёй военными, например. А тут и военные были какими-то неправильными.

Вот казаки, казалось бы, люди военные, но получали земли так же в вечное пользование. И землю свою отдавать отказались, а уж платить за неё и подавно. Поэтому казаки, вроде бы уже до этого прощёные, попали у чужаков в немилость.

С тех пор всячески принижалась их роль в истории, они подверглись дискредитации, низложению, гонениям. Не удивительно, что во всех революциях и бунтах казаки играют ведущую роль! Каждый норовит Родину отнять и продать.
Made on
Tilda