Стихия
Автор – Елена Анатольевна Колотова
Загадочное слово "вокруг" – в округе, в круге, вокруг себя или у себя под носом. Что мы видим в окружающем нас пространстве, что замечаем? Давайте посмотрим внимательнее...

Нас окружают четыре природные стихии.

Вы когда-нибудь наблюдали за водой? Она разная, как и время, утекает сквозь пальцы. То тихая и спокойная, течёт размеренно и величаво, лаская волнами, скрывая в своих глубинах множество тайн. То шумит и торопится, словно не успевает куда-то и опаздывает, скачет по камушкам, воображая себя маленькой озорной девчушкой. А иногда покажется недоверчивой, смешливой кокеткой, манящей, игривой, зовущей за собой, но ускользающей из рук в последний момент. Вода напоминает речь, у кого-то она тихая и размеренная: поговоришь с таким собеседником – и сам успокоишься, задумаешься. А у кого-то она быстрая, порожистая, шумная, с летящими брызгами, так и норовит невзначай забрызгать собеседников. Ей мало территории, она помечает рядом стоящих.
В. Г. Перов "Охотники на привале"
Предлагаю вам рассмотреть знаменитую картину Василия Григорьевича Перова "Охотники на привале". Главная, но невидимая героиня – Осень. В центре – три охотника, три совершено разных собеседника. Рассказ старшего и опытного увлекает за собой. Молодой слушающий товарищ одет с "иголочки", ловит каждое слово, он внимателен и доверчив. В руке у него ещё не зажжённая папироса, но скоро, вот-вот вспыхнет в разгаре беседы её несмелый огонёк. Третий охотник простоват, по внешнему виду напоминает извозчика, слушает рассказчика одновременно с ухмылкой и с интересом. Рожок на картине напоминает о псовой охоте, хотя, собака только одна, кто-то вернётся домой с убитым зайцем, а кто-то с уткой. Водоворот переживаний и эмоций, страсти и снасти. Помимо рожка, мы видим другие охотничьи атрибуты – ружьё, сеть и ягдташ (сумка). Рыбалку также причисляют к охоте, как и ловлю птиц. Ф.М. Достоевский так отозвался о картине "Охотники на привале": "Один откровенно и неприкрыто врёт, другой, навострив уши, слушает и всё принимает за правду, а третий ни слову не верит, лёг тут же на траве и посмеивается! Что за чудесное творение! Зритель практически слышит и знает, об чём они говорят!"
Обратимся к другой стихии. Вы когда-нибудь пробовали поймать ветер? Это невозможно. А возможно ли бороться с ветряными мельницами? Зато непередаваемое блаженство – испытать ласкающее, едва заметное прикосновение тёплого освежающего ветерка. Вы, конечно же, понимаете, что это неуёмная и страстная стихия, страшна и ужасна она в гневе, разрушительны её последствия, но сейчас это добрый и заботливый "родитель": приголубил, дал глоток освежающего напитка и словно в спину подтолкнул к дальнейшему движению вперёд.
В. М. Васнецов "Три богатыря"
Перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря", известная нам с детства. Из осени мы попадаем в лето. Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович – былинные герои, ожившие под кистью художника. Сила и Мощь русского народа! Все три персонажа занимают немалое и достойное место в народном творчестве и фольклоре, найти их описание не составит никакого труда. Я же предлагаю обратить внимание на экипировку богатырей. Добрыня Никитич держит меч, что соответствует высокому положению в обществе его хозяина, так как меч является признаком статуса, владение им требует большого мастерства. На голове Добрыни цилиндроконический шлем с полями, гравирован растительным орнаментом и украшен образами православных святых на венце. Тело наше тоже является храмом и луковицеобразные навершия над православными храмами называются на Руси главами. Мы называем купола храма "главами храма". "Главу бо церковную держит Христос, шею – апостолы, пазухи – евангелисты". На сфере купола храма почти всегда изображён Спаситель, ниже, на стенах "шеи" – серафимы, херувимы, ангелы, ещё ниже, на парусах (пазухах) – евангелисты. Щит у Добрыни круглой формы, а вот белый конь его явно уступает размерами Илюшиному, что соответствует распределению богатырей по силе. Белый конь Добрыни – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природной добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью чистокровных пород – арабской и немецких кобыл. У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Настоящий орловский рысак – лошадь «и в подводу, и под воеводу».
Илья Муромец занимает центральное место в композиции картины. Он вооружён копьём и палицей, также луком и стрелами, на его голове невысокий сфероконический шлем с венцом и навершием в виде шпиля, или шишак. Конь Ильи не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы, он привык к каждодневной тяжёлой работе. Его размеры и мощь соответствуют силе героя. Вороная масть олицетворяет горячее сердце русского народа. Это настоящий богатырский конь, не подведёт ни в работе, ни в бою. Шлем – шишак, с возвышением на макушке и навершием в виде шишечки. Шишка – это символ не только плодородия, но и яркий пример устройства мира, основанного на золотой пропорции и вечной жизни, как плод у вечнозелёного дерева. Центр мозга имеет маленькую железу, она называется шишковидной, потому что выглядит как маленькая шишечка. Она находится строго в геометрическом центре мозга. Она имеет самую мощную концентрацию энергии, чем что-либо другое в теле.

Алёша Попович – третий и самый молодой богатырь. Внешность его порой похожа на внешность девицы, он строен и изящен. Врага побеждает он не столько богатырской силой, сколько ловкостью, хитростью и находчивостью. В руках его лук со стрелами, видна рукоять меча и гусли. На Алёше Поповиче шлем-мисюрка с бармицей (мисюрка – полусферическая шапка с железной маковкой или теменем в форме миски). Передние ноги лошади богатыря вывернуты по-балетному, врождённый порок, открывает сухожилия, которые тоже никогда не знали тяжёлой работы. Ярко-рыжий его конь не такой мощный, как у других богатырей, но зато наверняка превзойдёт их в лёгкости и стремительности бега. Несмотря на то, что Алёша вооружён луком со стрелами, правая рука его занята кнутом.

Различное вооружение богатырей, как и их имена, Калиновый мост через реку СмоРодина дают пищу для дальнейших размышлений над смыслом изображённого.
В. М. Васнецов "Три царевны подземного царства"
Третья стихия – огонь. Её характеристики – свет, тепло, яркость, блеск, стремление к действию и другие. Огонь также завораживает, когда на него смотришь, он согревает и располагает к дружеской беседе, но бывает опасен и неукротим. Посмотрите ещё на одну картину Виктора Михайловича Васнецова "Три царевны подземного царства".

Картину эту заказал художнику меценат Савва Мамонтов для кабинета правления Донецкой каменноугольной железной дороги. Задний фон картины поделён на равные части. Внизу изображены земля и скалы, а вверху – сияние вечернего неба. Цвета земли и неба являют собой резкий контраст. Золотая царевна – самая красивая, но холодная и гордая. Царица драгоценных камней более раскованна и самоуверенна, она не менее прекрасна и знает себе цену. Хрупкая фигурка Угольной царевны таинственно проступает на фоне тёмной скалы. Её лицо светится во тьме. Меньшая сестра не может похвастаться красотой наряда, но именно она владеет секретом людского счастья. Неслучайно её царство называют "чёрным золотом", ведь уголь дает людям тепло и свет. Старшие царевны властвуют лишь над алчными человеческими душами, а младшая олицетворяет мудрый союз человека с природой. Вспомнился факт из мира моды о том, что знаменитое маленькое чёрное платье, придуманное Коко Шанель, и по сей день пользуется большой популярностью.
В завершение приведу воспоминания А.Б. Пугачёвой: «История создания песни «Арлекино» – полумистическая. Помню, как приехала на репетицию, вышла на сцену, и вдруг из темноты зала появился человек в плаще. Он протянул мне листок и сказал: «Посмотрите, может быть, пригодится...». Заключительный тур «Золотого Орфея» проходил в июне 1975 года. Когда смолкли последние звуки «Арлекино», все зрители встали и в единодушном порыве стали неистово аплодировать Алле Пугачевой. Вечером того же дня в отеле «Сатурн» было официально объявлено, что «Золотой Орфей» получила советская певица.

Шут или зеро. Костюм Арлекино состоит из разноцветных лоскутов и чёрной полумаски, ему всё время приходится выходить из затруднительных ситуаций. Смех сквозь слёзы, да и только…

"По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу, дорогам нет конца;
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.

Я шут, я Арлекин, я просто смех…"
Made on
Tilda