Полдень планеты Земля
Авторы - Николай Анатольевич Панченко, Елена Николаевна Прусова
Братья Стругацкие – русские советские писатели, сценаристы, классики современной научной фантастики.
Их самые известные произведения «Страна Багровых туч», «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о тройке», «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров» и многие другие отличаются жанровой разноплановостью, отрывом от шаблонов, смелым полётом идей, искрящимся юмором, доходящим порой до острой сатиры, высокохудожественным стилем. Их герои – это интеллигенты, в которых угадываются черты современников. Главная тема творчества – тема выбора человека, его внутренний конфликт.
Стругацкие погружают нас в таинственные и фантастические миры. Первые робкие шаги человека в космос, первые планеты и первые звёзды, трудности и победы. А считали ли сами авторы свои произведения только фантастикой? Или это была большая, нет не мечта, но большая цель, к которой они хотели привлечь всё человечество.

И для этого у них были все основания: страна, в которой они росли, за 30 лет два раза возрождалась из пепла и несла процветание и благополучие своему народу. Это была волна подъёма и роста, как творческого, так и нравственного.

И все это оказывало влияние на творчество писателей того времени. Стругацким удалось создать серию произведений, в которых фантастику они превратили в реальное будущее для потомков.
Например, в рассказе «Частное предположение» писатели оживляют тему, которая в то время волновала все научные и творческие круги.

Человечество и звёзды
. В этом произведении начинает формироваться человек будущего, творец, создатель, радеющий за процветание всего человечества. Эта самая важная цель. И этот человек растёт и развивается от произведения к произведению.

Герои произведений Стругацких – люди будущего: звездолётчик Петров, бесстрашный покоритель новых планет Быков, легенда Грабовский, общепланетный герой Кондратьев. Казалось бы, всё, вот он апогей мечты, ты на вершине, но... авторы погружают героя в то время, когда на планете уже давно решены проблемы и трудности, как с пропитанием, так и со здоровьем и долголетием, для всех десяти миллиардов, и уже несколько поколений выросли творцами.

Здесь труд – это искусство в высшем своём проявлении, занятие созидательное и увлекательное в любой сфере.

Авторы спускают героя с Олимпа, отправляют его на поиски нового учения и обретение самого себя, а если повезет – то и своей второй половинки.
Речь о произведениях серии «Полдень», куда многие исследователи включают несколько книг. Что именно включали сами авторы в этот цикл, осталось тайной.

Открывается серия рассказом «Частное предложение», в котором авторы освещают новаторские на тот момент идеи фотонных двигателей, сверхсветовых скоростей и, конечно, открытия новых звёзд. Насколько это было реализуемо – открытый вопрос.

Работы Цандера и Королёва пока под секретом, да и мы в лабиринте жизни повернули в другую сторону. Но уже в этом рассказе авторы открывают человека-творца, смелого, ищущего, готового к преодолению любых трудностей, особенно если это необходимо для процветания всего человечества. На тот момент страна воспитывала поколение именно таких Созидателей.

В послевоенные годы страна бурно развивалась и росла, рос и народ вместе с ней, открывались и создавались новые КБ и НИИ; страна мечтала, мечты превращали в цели, а цели реализовывали. Шли работы по восстановлению городов, мелиорации бескрайних степей и пустынь. Страна превращалась в цветущий сад, и постепенно мечты вышли за пределы земли и начали превращаться в реальность – а там и первый шаг к звёздам, к галактикам и метагалактикам.
Но не думайте, что авторы были оторваны от реальности и идеализировали общество. В своём поколении они были уверены, да и как же иначе! – ведь это то поколение, которое сломало хребет фашистско-милитаристской гидре. А вот за поколение пятидесятых-шестидесятых авторы волновались, считая, что тепличное воспитание лишило их природного иммунитета, притупило инстинкт перед предателями, ханжеством, подхалимством и лизоблюдством. Эта тема раскрыта в повести «Стажёры».

Вторым замечательным произведением данной серии стала повесть «Страна Багровых туч», в которой перед читателем предстают отважные звездолётчики, покорители Урановой Голконды, таинственной и опасной территории чужой планеты. Будучи разными по характерам и профессиям, они стремятся к единой цели – поднять уровень жизни всего человечества, под лозунгом «Никто кроме нас». Героям приходится преодолевать не только внешние трудности, но и внутренние, а такие препятствия можно преодолеть только путём духовного роста, чистотой помыслов и дружбы. И тогда достижимы самые высокие цели и смыслы.

Название повести говорящее, ведь Багровые тучи только-только разошлись над нашей страной. Ещё не отгремели отзвуки первой мировой, а страну уже захлестнула волна гражданской войны и интервенции империалистов, потом японцы, финны, шляхта, а затем поднял голову фашизм.

Повесть хоть и относится к жанру фантастики, однако при этом демонстрирует высокий и разносторонний уровень знаний авторов в освещаемых темах и направления развития науки в СССР того времени.
Страна стояла на грани великих открытий и свершений, можно сказать, прорывных, человек приручил мирный атом, открыл космос, ещё шаг – и путь к далёким мирам будет таким же обычным, как путь в электричке на дачу и примерно таким же по времени, или чуть быстрее, а энергию мы будем черпать от квазаров, ну или как минимум из окружающего эфира.
Продолжение серии в повестях «Путь на Амальтею» и «Стажёры». Эти названия тоже говорящие. «Путь на Амальтею» о том, что мы держим правильный, хоть и трудный, путь. «Стажёры» о том, что у нас подрастает новое поколение, и пока они ученики, но кровь их горяча, рука тверда, а помыслы чисты.

Вместе с героями, которые становятся опытными и прославленными открывателями и исследователями, мы видим и новое поколение, выросшее уже при коммунистическом строе, где на первом месте общественное благополучие и общественные достижения. И хотя на планете ещё остаются недоразвитые капиталистические штаты, в которых процветает обман и угнетение рабочего класса, крысиные бега, а люди с юности вынуждены вкалывать от темна и до темна на эксплуататоров, только для достижения призрачной пенсии или ещё более призрачного мещанства.
И где каждый старается стать чьим-то господином, при этом не имея возможности для свободного выбора занятия по душе.

Авторы очень красочно сравнивают две модели развития общества, демонстрируя все преимущества социалистического строения общества, где человеку не нужно думать, что кушать и, тем более, на что жить завтра его семье, где все усилия сосредоточены на развитии страны и процветании всего общества. Очень аккуратно и тонко показано, что постепенно вся планета вливается в строительство светлого будущего. Тут мы встречаем человека нового времени – юного, но уже духовно развитого и готового до конца защищать честь и справедливость. Авторы подчёркивают, как важно образование для молодого поколения, насколько велика роль общества в воспитании молодёжи.
Многие исследователи творчества писателей видят в нем только утопичность описанного мира, не замечая социального посыла: воспитание и образование должно быть главной задачей государства и общества.
Вспомним нашу историю, те периоды, когда в воспитании детей важную роль играло именно общество, причём вне зависимости от социального статуса детей. В дворянских и мещанских семьях ребёнок после 10 лет поступал в гимназию или лицей, уезжая из дома на длительный срок и возвращаясь домой только на каникулы. В крестьянских семьях община принимала самое непосредственное участие в воспитании и обучении ребёнка. В СССР, особенно в послевоенном, общество, наряду с семьёй, принимало активное участие в воспитании и формировании человека. В нас и по сей день генетически заложены семейственность, общинность, коллективное мышление, нам и сегодня свойственны духовные поиски и обострённое чувство справедливости. Именно эти качества отличают нас от западного человека.
В другом произведении «Полдень, XXII век» мы видим планету торжества коммунизма, которой управляет Совет, с обществом, где нет ни классовых, ни расовых разделений, но при этом существует самоидентификация, почтение старших и уважение предков. Неслучайно в названии фигурирует слово «полдень», самое яркое, приятное, тёплое время дня, когда солнышко уже прогрело землю и весело светит, завершены хлопоты по хозяйству и видны результаты утреннего труда. Расцвет технического прогресса в гармонии с природой. Человек достиг такого уровня развития, что научился взаимодействовать с окружающим миром. Города, описанные в повести, очень похожи на те, о которых мечтали архитекторы начала 50-х и которые планировались в СССР, вместо городов, наполненных безликими многоэтажками и типовыми районами.
Авторы не просто фантазировали, они описывали настроение общества, мечты и цели, которые были в планах на воплощение.
Страна росла, благоустраивалась, и лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселей» имел самое что ни на есть прямое воплощение. Об этом говорится в произведении в каждой строчке: «мы были на волне, и легко и уверенно летели в светлое .... настоящее». Сейчас, наверное, уже мало кто помнит, что к концу 1950-х годов планировалось снизить рабочий день до 5 часов, а рабочую неделю до 4 дней. Все герои повести и эпизодические персонажи – это воплощение авторской мечты о человеке будущего. Именно такими наши родители видели нас, наших внуков и правнуков. Они искренне верили, что мы-то уж точно шагнём к звёздам, благоустроим планету, где будет уютно и тепло всему человечеству, искореним голод и большинство болезней и, конечно, будем созидать и творить, мечтать о великих свершениях и превращать мечты в великие творения. Наступит полдень планеты Земля!

Заманчиво, правда? А о чём мы мечтаем сегодня?..
Made on
Tilda