Московия. Триумфальные ворота
Юрий Владимирович Данько
На Кутузовском проспекте, на площади Победы, что возле Поклонной горы, стоят Триумфальные ворота. Это послевоенная копия Триумфальных ворот, сооружённых в 1829—1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
В связи с реконструкцией площади, в 1936 году, ворота были демонтированы. По окончании работ, их планировалось восстановить, но помешала война. Чугун Триумфальных ворот, несмотря на историческую ценность, пошёл на нужды фронта. В наше время мы имеем возможность лицезреть копию этих ворот, сооружённых в 1966—1968 годах. Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка для чествования русской армии, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона.

Так говорит официальная история. Но официальная история «не знает» того, что подобные арки ставились для других целей.

Это был жреческий обряд. Война - греховное дело. Чтобы сохранить душу от греха смертоубийства, воинов заживо отпевали. Они строем проходили через арку, по краям её стояли жрецы, которые в этот момент проводили обряд отпевания. Из Триумфальной арки выходил строй воинов без души - «мёртвый строй».
По возвращении с войны, воины вновь проходили через арку, где их встречали те же жрецы и народ. Проходя под аркой, воины подвергались обряду нового рождения. Души возвращались к воинам, незапятнанные убийствами войны. И по другую сторону арки их чествовали, как победителей. Когда жрецов не стало и этот обряд был забыт, стало принято считать, что арки эти служили только для чествования победителей, и позже подобные арки стали возводить в честь какой-то отдельной личности. Такие Триумфальные ворота, хоть и говорят, что их возвели для чествования солдат, возвращавшихся из Европы, после победы над Наполеоном, реально их возвели по распоряжению Николая I в честь Александра I. Надпись на воротах того времени, начиналась со слов, «Благословленой памяти Александра I...».
Барельеф «Освобождённая Москва»
На Триумфальных воротах есть один интересный барельеф, точная копия первоначального. Называется он «Освобождённая Москва». События, изображённые на нём, посвящены войне 1812 года, освобождению Москвы Александром I от Наполеона.

Кто знаком с Ясной, знает, что в любом образе, в любой композиции или событии всегда заложено, как минимум, двенадцать смысловых рядов или печатей.
Попробуем и мы в композиции «Освобождённая Москва» найти другой смысл, иную печать.
Смысл официальной истории таков: "Освобожденная Москва или Благодарная Россия", так ещё называют этот барельеф, протягивает руку своему спасителю Александру I в знак благодарности.
"Российский император Александр I в облике римского Цезаря в лавровом венке победителя подает руку русской красавице, опирающейся на щит с гербом Москвы. Взгляд императора устремлен на римскую богиню войны и победы Минерву, за спиной которой стоит слепой старец, олицетворяющий пострадавший от бедствий войны народ. Денежный поток, льющийся из опрокинутого сосуда, символизирует средства, выделенные на восстановление Москвы".
Это печать официальной истории.

Попробуем найти иную, неофициальную печать.
Сразу же напрашивается вопрос – каким образом Александр I в период войны 1812 года освободил Москву? И от кого? Когда по той же истории мы знаем, что Москву не пришлось освобождать, французы покинули её сами.
Композиция чётко поделена на два мира, мир левый и мир правый. Это левый и правый берега одной реки жизни.
Слева на композиции изображены представители левого мира. Справа - представители правого мира. На заднем плане видны башни Кремля. Слева, ближе к центру, изображённый в виде римского царя, стоит Александр I, освободитель. Он выше всех на этом барельефе. Радости освободителя в его гордой позе нет. Он стоит, по какой-то причине, в позе победителя с надменным выражением лица и такой же надменной полуулыбкой.
За ним стоит его свита. Такие же суровые лица «освободителей». В этой свите присутствует Геракл с палицей на плече. Он справа. На лицах у всех отсутствует радость победы освобождения. Так только смотрят на поверженных врагов.
А где же здесь Москва?
В правом нижнем углу, у ног «освободителя», изображена полулежащая женщина. На ней сарафан и мантия. На голове - корона. Она опирается на щит с гербом Московии – Георгием Победоносцем, убивающим дракона. Это древний герб Москвы. Сама девушка символизирует Москву и Московское царство. Это самая приземлённая, униженная фигура во всей композиции. Выражение её лица безучастно к происходящему. На нём бессилие и отрешённость. Это лицо не освобождённого, а побеждённого человека, находящегося в полуобморочном состоянии.
Может показаться, что Александр I протягивает руку, чтобы помочь девушке подняться, но это не так. Он ждёт, когда в его руку отдадут руку девушки.
На барельефе присутствует акт сдачи Москвы. Проводит его римская богиня войны и победы Минерва, она же Менрва, она же Афина Паллада.
В её обязанности входит оборона города. Но именно она проводит акт капитуляции. То, что в официальной истории называется – Москва протягивает руку в знак благодарности своему освободителю, в этой композиции выглядит, как акт сдачи Москвы.
Минерва, подобострастно глядя снизу вверх, в глаза Александра, поднимает правую руку Московии, чтобы вложить её в левую руку Александра I. Минерва, богиня победы и защитница города, сдаёт Московию в руки Александра I. В её левой руке жезл с орлом Московии, который она так же готова передать Александру I.

За плечом Минервы видно суровое лицо женщины из свиты Московии. Рядом с ней, подняв голову к небесам, молится старик.
В этих лицах отсутствует радость свободы и освобождения. Старику в этой ситуации осталось уповать на небо. Это символ побеждённого Отечества. Суровое лицо женщины говорит: «Не всё ещё потеряно и время покажет». Это символ мамки Московии, символ захваченной Родины.

Вся сцена барельефа имеет и ещё одно название: «Александр I берёт в жёны Москву». Женится на Московском царстве. Да, лицо невесты безучастно к происходящему, и почему-то жених не осыпает свою невесту деньгами, они валяются у его ног. Это деньги побеждённой Московии, брошенные к ногам победителя.
В целом, композиция создаёт впечатление встречи победителя и побеждённого. Скрытая печать данного барельефа указывает на то обстоятельство, что у Москвы было два «жениха»: Наполеон и Александр I, оба домогались её руки.

Триумфальные ворота всегда были входом в город.
На Арке 1836 года кони выезжали из города, барельеф на старых воротах находился со стороны города. Это означало, что Александр I вошел в город и стоит к нему лицом.
На Арке 1966 года кони также выезжают из города, а барельеф размещен на другой стороне. Это означало, что Александр I вышел из города.
Смысл сюжета поменялся. В первом случае Александр пришел, как захватчик в Московию, во втором — вышел, как хозяин—муж.
Надпись в начальном варианте была посвящена Александру I. Сегодня надпись посвящена «...Воспоминанию торжества российских воинов в 1814 году...».
Из истории мы знаем, что всегда были русские воины, а не российские. Тем более в 1814 году.
На уровне символов проясняется интересное наблюдение: место для новых Триумфальных ворот, рядом с Поклонной горой, выбрано не случайно. Поклонная гора того времени - это Куликова гора, гора Меру. На этой горе стоял Наполеон, соперник Александра I, который ожидал ключи от Москвы. Наполеон ожидал руки Московии, а Александр I, взирая на то место, где стоял Наполеон, спокойно берёт ключи от Москвы, руку Московии.
Древний герб Москвы

Во всей этой композиции имеется ещё одна интересная деталь. Древний герб Москвы – Георгий Победоносец.
Что в нём особенного?

Если мы сравним этот герб с современным гербом Москвы, то обнаружим интересную особенность. Со временем герб Москвы поменял направление. Георгий бьёт копьём в левую сторону. А если мы вспомним то обстоятельство, что Александр I, представитель левого берега, не освободил, а пленил Москву, то станет ясно, почему Георгий поменял направление главного своего удара. До всех этих событий его копьё было направлено в сторону левого берега. И он разил левый берег в образе дракона. А в нашей композиции Георгий Победоносец направлен в сторону Александра I, того дракона, которого следовало бы поразить. Отныне, когда его оборотили в правую сторону, в образе дракона предстал правый берег и копьё Георгия Победоносца, поражая его, бьёт в своих.
С 1812 года Московское царство попало в зазеркалье, где для него всё стало наоборот. Левые порядки пришли на правый берег, что мы и наблюдаем сегодня на гербе современной Москвы.
Однако, если поискать в современном мире правого Георгия Победоносца, то мы обнаружим его совсем рядом, на гербе московской области. Герб современный, но правильный.

Так само собой получается, что во всём, что правильно, угадывается Ясна. Современный герб - далёкий отголосок старинного московского герба.
Символ будущего России - это Георгий Победоносец, развернутый в сторону левого берега. Над ним - корона Всея Руси и георгиевские ленты вокруг, как символ объединения. «Объединяй и царствуй».

Идеей написания данного труда послужило видео Сергея Игнатенко "Тайна присвоения Москвы в 1812 году"
Made on
Tilda