В её обязанности входит оборона города. Но именно она проводит акт капитуляции. То, что в официальной истории называется – Москва протягивает руку в знак благодарности своему освободителю, в этой композиции выглядит, как акт сдачи Москвы.
Минерва, подобострастно глядя снизу вверх, в глаза Александра, поднимает правую руку Московии, чтобы вложить её в левую руку Александра I. Минерва, богиня победы и защитница города, сдаёт Московию в руки Александра I. В её левой руке жезл с орлом Московии, который она так же готова передать Александру I.
За плечом Минервы видно суровое лицо женщины из свиты Московии. Рядом с ней, подняв голову к небесам, молится старик.
В этих лицах отсутствует радость свободы и освобождения. Старику в этой ситуации осталось уповать на небо. Это символ побеждённого Отечества. Суровое лицо женщины говорит: «Не всё ещё потеряно и время покажет». Это символ мамки Московии, символ захваченной Родины.
Вся сцена барельефа имеет и ещё одно название: «Александр I берёт в жёны Москву». Женится на Московском царстве. Да, лицо невесты безучастно к происходящему, и почему-то жених не осыпает свою невесту деньгами, они валяются у его ног. Это деньги побеждённой Московии, брошенные к ногам победителя.
В целом, композиция создаёт впечатление встречи победителя и побеждённого. Скрытая печать данного барельефа указывает на то обстоятельство, что у Москвы было два «жениха»: Наполеон и Александр I, оба домогались её руки.
Триумфальные ворота всегда были входом в город.
На Арке 1836 года кони выезжали из города, барельеф на старых воротах находился со стороны города. Это означало, что Александр I вошел в город и стоит к нему лицом.
На Арке 1966 года кони также выезжают из города, а барельеф размещен на другой стороне. Это означало, что Александр I вышел из города.
Смысл сюжета поменялся. В первом случае Александр пришел, как захватчик в Московию, во втором — вышел, как хозяин—муж.
Надпись в начальном варианте была посвящена Александру I. Сегодня надпись посвящена «...Воспоминанию торжества российских воинов в 1814 году...».
Из истории мы знаем, что всегда были русские воины, а не российские. Тем более в 1814 году.
На уровне символов проясняется интересное наблюдение: место для новых Триумфальных ворот, рядом с Поклонной горой, выбрано не случайно. Поклонная гора того времени - это Куликова гора, гора Меру. На этой горе стоял Наполеон, соперник Александра I, который ожидал ключи от Москвы. Наполеон ожидал руки Московии, а Александр I, взирая на то место, где стоял Наполеон, спокойно берёт ключи от Москвы, руку Московии.