Ворота
Автор – Вячеслав Александрович Фетисов
Раньше люди жили на низком берегу реки в сёлах. Условно низкий берег у русских считался правым. Здесь был удобный подход к воде, можно было спокойно помыться самим в летнее время, сполоснуть посуду, постирать, принести воды в дом. Но самое главное – река сама помогала орошать поля во время весеннего разлива, оставляя после ухода воды плодородный слой ила на лугах и пашнях.

Между полем и двором вдоль реки проходила околичная дорога. И двор своими воротами выходил на эту околицу. Каждый хозяин старался украсить свои ворота, чтобы они выглядели солидно и красиво. И ворота выглядели как грандиозное сооружение, стоящее лицом к реке. Ворота строились в соответствии с телом человека. Они изображали стоящего большого мужчину-воина, великана. Верхняя поперечная балка изображала мощную грудь. Щит с вензелем и гербом на этой балке изображал сердце воина. Родовой герб на щите хозяина двора символизировал его лицо. Поверх щита, то есть на голове воина, изображали воинский шлем с украшением.
Правая половина ворот называлась калита или створь и соответствовала собаке. Левая половина называлась ворота или дверь и соответствовала волку. Просвет под калитой назывался подкалитня. Просвет под воротой назывался подворотня. Столбы ворот, калит и сами ворота и калита изображали ноги мужчины. Один из столбов назывался кол, он соответствовал задней правой поверхности мужской ноги. Другой столб назывался вор, он соответствовал задней левой поверхности мужской ноги.
Примыкающие к воротам заборы с кольями были мужскими руками. И этот воин защищал собою двор. И назывался он витязем. Слово «витязь» происходит от слова «воитязь» и исходно слову «войти». То есть это то, через чего входят.
На противоположном левом берегу реки люди в деревнях подобным же образом обустраивали свои входные ворота, выходящие так же в сторону реки. Только воин, стоящий на защите этого двора, назывался викингом.

По поводу конструкции ворот есть и такая история. Снизу лежало вкопанное в землю бревно-валок, которое называлось волк или капитал. По бокам стояли два столба или косяка, называемые волчцами или капителями. Эти косяки при установке специально чуть были наклонены внутрь, чтобы при проходе через них дворовых животных они сами закрывались. На косяки навешивались полотна ворот. Один из косяков назывался кол, другой косяк назывался вор. Сверху напротив волка на косяках-капителях лежало другое бревно, которое называлось капитальная балка или капитолийская волчица.

Косяки ворот по-другому назывались Ромул и Рем. Балка-волчица своими выступами входила в верхние концы косяков-волчцов. Так как у ворот обычно открывалась одна створка, то с этой стороны крепление-волчца быстрее выходило из строя. В переносном смысле один косяк был смертный, а другой бессмертный. Это обстоятельство и то, что в сооружении ворот верхняя поперечная балка, называемая капитолийская волчица, соответствует груди человека, послужило основой римской легенды, согласно которой эта волчица выкормила своей грудью братьев Ромула и Рема. В этом проявляется историческая персонификация. В данном случае рассматриваемые нами ворота являются примером такой персонификации.

При выходе со двора калитка должна находиться справа от ворот, со стороны дворовой калиты, кола или створи. При въезде через это грандиозное воротное сооружение во двор человек попадал в рим, при выезде из двора человек попадал в мир.
Знаменитые былинные три богатыря так же имеют прямое отношение к воротам.

Илья Муромец, стоящий в середине троицы, соответствует правой стороне ворот, то есть калите.

Добрыня Никитич, стоящий слева, соответствует вороте.

Алёша Попович соответствует калитке. И три богатыря вместе защищают двор и Русь, как три представителя народа: Илья – профессионального воинства, Добрыня – крестьянства, Алёша – духовенства.
Made on
Tilda