О чём повесть «Тайна Золотой долины»
Автор – Юрий Владимирович Данько
Как-то один из читателей спросил, а почему вы ничего не написали о повести Василия Степановича Клёпова «Тайна Золотой долины»? Это наше большое упущение. Мы исправляем его.

Книга эта впервые вышла в свет в 1958 году. Переиздана в 2015 году. Рассчитана на подростков, читать её можно детям более раннего возраста, но с родительскими разъяснениями и пояснениями. Уверяю Вас, даже шестилетки с удовольствием слушают о приключениях героев повести.

Краткий сюжет её таков: идёт война, в прифронтовом городе начинаются приключения. Их начинают Васька Молокоед, Димка Дублёная Кожа и Лёвка по кличке Фёдор Большое Ухо. Они отправляются на поиски золота, чтобы купить на него танки для Красной армии. Однако скоро приключения трёх мальчишек смешиваются с настоящими реальными опасностями, скрывающими истинную тайну Золотой долины. Сюжет повести постоянно держит в напряжении читателя, хочется узнать, а что же дальше?

Споров об этой повести много, много отзывов, прямо противоположных. Справедливости ради заметим, что положительных значительно больше. Почему-то многие читатели оценивают только приключения героев и то обстоятельство, насколько уместно находиться в них подросткам.

«Тайну Золотой долины» читатель постигнет сам, когда откроет эту книгу, а вот тайну самой повести стоит приоткрыть. Несмотря на то, что в своё время книга моментально стала популярной, критики встретили её в штыки. О ней говорили примерно следующее: «Родители, берегитесь этой книги, она учит детей сбегать из дома». Несмотря на эти «преграды», советские родители и их дети по достоинству оценили эту повесть.

В наше время ушла советская парадигма, её место заняла либерально-демократическая. С позиции её «ценностей», всё, что происходит с детьми на страницах этой повести, можно описать словосочетанием: «Ужас, ужас, ужас!!!»
Например, толчком к началу приключений послужила ситуация разрушения бомбой школы. «Как можно такое читать детям! Ведь там могли погибнуть люди, а эти оболтусы «на радостях» сбегают из дома, чем вводят родителей в шок, и отправляются в приключения. Ужас, ужас, ужас!!!»

Вспомните себя в этом возрасте. Мы в детстве в соответствующий сезон ожидали вестей об эпидемии гриппа, и когда классы закрывали на карантин, с радостью не ходили в школу и с удовольствием бежали гулять. Вряд ли кто-то из нас задумывался о заразности и смертности гриппа. Однако это не исключало нашего дальнейшего осознания этих фактов.

Мы утверждаем, что приключения героев повести – это не ужас. Повесть захватывающе открывает нам историю о настоящих людях, детях, которые не могли и не хотели быть безучастными к судьбе нашей Родины во время войны.
Более того, мы говорим: «ужасно здоровская» повесть, только читать её следует, отбросив все нездоровые ценности современной жизни. Соответственно и ребёнка-подростка родитель должен ввести в курс дела и попытаться объяснить ему возможно непонятные места книги. А шестилеткам вообще не требуются разъяснения. Они просто попадают вместе с героями в водоворот приключений, сопереживая им.

Помимо приключений героев, читатель получает много полезной информации. В повести скрыты так необходимые в подростковом возрасте чёткие ориентиры и образы для подражания и понимания жизни, встраивающие подростка в мир взрослых и помогающие найти своё место в нём.

В повести автор закладывает истинные, по-настоящему жизненные ценности. Даёт героям совершать серьёзные проступки и ошибки, в результате которых возникают негативные последствия. Простраивает реальные опасности, в преодолении которых у ребят появляются возможности осознания своих ошибок и действий.
Дети – строители будущего, и от того, на каких ценностях они будут взращены, зависит будущее их родителей, которым придётся полноценно жить или «доживать». Параллельно с играми, приключениями, соединением фантазии, воображения и реальности наглядно показано, как и откуда берутся настоящие мужчины, как складывается мужской характер, как формируется женский. В наше время подобные ценности актуальны. В этой повести они сохранены в первозданной чистоте. В том и заключается её тайна, что глубина познания или непознания зависит от позиции самого читателя. Откроет ли читатель-родитель для себя красоту истинных ценностей и донесёт их до ребёнка или увидит в ней образчик советской идеологии и пропаганды того времени, это решает не он, а его система ценностей.

Повесть замечательная, её следует читать детям. Её с интересом прочтут подростки. Её с удовольствием прочтут даже их родители, если смогут отстраниться от «ценностей» современного мира, потому как система ценностей, вложенных в повесть, созвучна природе и её естеству.

У автора есть продолжение. Называется «Четверо из России». Но это уже совсем реалистическая история героев из «Тайны Золотой долины». В ней дети уже непосредственно сталкиваются с ужасами войны. Дружба, мужество, достоинство, преданность, верность и вера в счастливое будущее, любовь – вот ценности героев повести.

А ещё это истинная память о Великой Отечественной войне, что так актуально в наши дни. Смело давайте эти книги детям. Они придают жизни настоящий смысл, вызывают слёзы и пробуждают светлую часть человеческой души. Это связь поколений через память прошлого, жизнь настоящего и уверенность будущего. Мы считаем, что ещё многие поколения читателей будут черпать из этих источников ценное и важное для своей жизни. Всё это сокрыто в интригующем сюжете и захватывающих приключениях героев повести. Мысль о том: «А что же дальше?» – приближает читателя к жизнеутверждающему финалу истории, так необходимому для торжества веры, победы добра над злом, торжества справедливости окружающего мира и обретения смысла своего жития в нём.

Приятного и глубокого Вам чтения!
Made on
Tilda