Образование и жизнь в городе: прошлое, настоящее, будущее
Автор - Фёдор Борисович Туровский
Данная статья написана под впечатлением от встречи с директором НИИ Социального антропогенеза, профессором Чагиным О.А.

Для анализа современной жизни в городе необходимо прояснить биологические основы социальных процессов, происходящих в современном социуме.

Приходит в наш мир новорожденный. Первоначально при формировании гормональной системы вырабатывается половой гормон, условно назовём его женским.

Чтобы этот гормон стал мужским, необходимо несколько факторов. Один из факторов – это, условно, адреналин (целый комплекс гормонов). Эти гормоны отвечают за физическую активность, за работу со стрессами. Второй фактор, который необходим для создания мужского гормона – это, условно, эндорфин (целый комплекс гормонов). Эти гормоны стимулируют поощрение физической деятельности, либо стресса.

Только сумма этих гормонов в очень сложной системе позволяет сформироваться мужскому половому гормону.
Для того, чтобы сформировался мужчина, необходимо создать такие условия, в которых он будет испытывать стресс, имеется в виду реакция организма на фактор новизны.

Этот стресс должен быть не чрезмерен (тогда организм будет угнетён), и не слаб (не будет иметь смысла), и в идеале его необходимо поощрить.

Ребёнку необходимо испытать физическую нагрузку и победить. Физическая культура это или астрономия – для мозга разницы нет.

В период полового созревания мальчиков мужские половые гормоны – адреналин и эндорфин – участвуют в формировании лобно-височных долей мозга.

Эти зоны мозга в процессе эволюции сделали из животного человека.

Лобно-височные доли мозга отвечают за способность организма максимально длительное время совершать максимальное усилие. На бытовом уровне это называется воля.

Если любого из этих факторов нет (мужских половых гормонов: адреналина и эндорфина), то органически не смогут полноценно сформироваться лобно-височные доли мозга мужчины.
У женщин мужские гормоны вырабатываются в течение всей жизни. Поэтому бабушки мудрее дедушек.

Мозг не формируется единовременно, он формируется в процессе эволюции и развития.

Есть определённый период развития.

Эмоционально-чувственная сфера развивается раньше, чем логико-понятийная сфера.

Логико-понятийная часть мозга формируется под влиянием мужского полового гормона.

Существует три стадии развития мозга:

1-ая стадия – это удовлетворение гомеостаза, "я хочу". Под гомеостазом понимается способность организма поддерживать устойчивое (динамическое) равновесие в изменяющихся условиях среды. Это животное состояние.

2-я стадия – это расширение зоны комфорта, "я могу". Переходное состояние от животного состояния к человеческому.

3-я высшая стадия - "я в ответе". Подчинение своих интересов интересам группы людей.
Выглядит это так:
Папа (человек) подчиняет свои интересы собранию отцов (Отечеству)
Мама (жена) подчиняет свои интересы папе
Дети подчиняют свои интересы маме
Отечество подчиняет свои интересы детям
При таком раскладе:
Отечество в ответе за человека
Дети в ответе за Отечество
Мама в ответе за детей
Человек в ответе за жену
Только так человек становится человеком.
За исторический период существования человека на Земле было выработано две стратегии деятельности организма:

1-ая стратегия (женская) – адаптация.
Адаптация – это накопление и использование того, что есть.
2-ая стратегия (мужская) – развитие.
Развитие – это создание и накопление нового.

На биологическом уровне: женщина пользуется тем, что принесёт ей мужчина.
Для женщины мир – это дом.
Для мужчины дом – это весь мир.

Женщине не выгодно, когда мужчина выходит из дома. Она имеет преимущество, когда мужчина в доме (тепло и охрана обеспечены).
В тактике выгодна адаптация, в стратегии выгодно развитие.
На развитие нужно много энергии.
Эволюционно наш мозг существовал в таких условиях, что энергия очень дорого доставалась. Также дорого человеку доставалось получение преимущества за счёт развития и создания чего-то нового.

Соответственно раньше, когда экономился условно каждый грамм энергии, рассмотрение стратегических проектов было роскошью. Поэтому женщина формировалась и спасала своё потомство за счёт того, что была максимально адаптивна, и это хорошо. Но выжили мы как вид за счёт того, что кто-то из мужчин выходил за границу ареала (обитания), получал преимущество (находил новый больший источник воды, большую и тёплую пещеру и т.д.) и возвращал это преимущество своему ареалу обитания (жене, детям, родителям, сородичам и т.д.).

Крайняя степень адаптации – деградация.
Крайняя степень деградации – дегенерация.
Крайняя степень дегенерации – смерть.
Термин «социум» буквально означает «общее».
Данное явление берёт своё начало с древних времён, когда дикие люди стали объединяться в общности (общины) с целью увеличить свои шансы на выживание в дикой среде.
Община могла существовать более эффективно, нежели один человек: больше добывать пищи, защищаться от недругов, плодить потомство. Одним словом – групповой ресурс способствовал более качественной жизни. С социализацией (объединением) людей возникло государство.

Человечеством было выработано два Устоя (Устроя) государства.

Один Основной Устой – накопление всего, необходимого для жизни (адаптация, женский). Этот устой стал преобладать по мере развития в городской среде.

Другой Основной Устой – накопление самой жизни (развитие, мужской). Этот устой преобладал в сельской местности.
После столь длительного вступления перейдём непосредственно к обозначенной в заглавии статьи теме.
60-е годы прошлого века и, смешно сказать, прошлого тысячелетия…
Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП (российская социал-демократическая рабочая партия):

1. Всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет;
2. Ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам;
3. Отделение школы от церкви;
4. Обучение на русском и родном языках;
Советская школа была десятилеткой. В большинстве случаев мальчики и девочки начинали учёбу в школе с 7 лет.
По окончании 8-ми классов школьники получали выбор:

1. Продолжить учёбу в школе и получить аттестат зрелости о всеобщем среднем образовании. К 16 годам юноши и девушки получали аттестат зрелости.
2. Продолжить учёбу в среднем ПТУ (профессионально–техническое училище), которое, наряду с рабочей специальностью, давало учащимся общее среднее образование (время обучения 3–4 года).
3. Получить среднее специальное образование в техникумах, а также в некоторых училищах (например, в медицинском училище, педагогическом училище, ветеринарном училище, юридическом училище). Время обучения составляло 4 года.

Родительские очные собрания проводились в школах, начиная с первого класса.
Как правило, родительские собрания проводились один раз в месяц.
В старших классах (9-10) родительские собрания проходили, как правило, 2 раза в год. Родительский контроль практически снижался до минимума. Считалось, что к получению аттестата зрелости юноши и девушки были готовы к самостоятельной жизнедеятельности.
2010 – 2020 годы и далее…

Родительские собрания в школах заменены на родительский контроль учеников: ввод электронных дневников, электронные отметки времени прихода в школу и ухода из неё, ввод электронных страховых номеров индивидуальных лицевых счетов.

Зарождение родительских собраний в некоторых институтах!?

Родительский контроль студентов, очные и дистанционные собрания: ввод электронных зачёток, электронных видов обучения, остальное –фантазии местных руководителей образования.

Зарождение родительских собраний для трудящихся!?

Родительский контроль трудящихся: ввод электронных трудовых книжек, дистанционная работа трудящихся, остальное – фантазии местных работодателей.
Можем пофантазировать вместе:

В школах – Родительский контроль учеников: всё в электронном виде.
В высшей школе – Родительский контроль студентов: всё в электронном виде.
Трудящиеся – Родительский контроль трудящихся: всё в электронном виде
Пенсионеры – Родительский контроль пенсионеров: всё в электронном виде.

Стремление всё перевести в виртуальный мир:

Паспорта, деньги, медицину, труд, обучение, искусство и культуру, спорт и так далее. И это всё для блага городского населения!?

Пандемия коронавируса показала нам: тренировка жизни в виртуальном мире прошла относительно успешно.
Тепло, светло, и мухи не кусают – почти райское наслаждение.


На извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» – мы постараемся ответить в следующих статьях.
Made on
Tilda