МИР - РИМ
Автор - А.А. Скиба

В Третьяковской галерее есть много тайн и непонятностей.
Одна из них - статуя Чижова М.А., которая называется «Крестьянин в беде» или «Погорелец». Иногда её называют «На пепелище».

Отец семейства сидит на углях своего дома, одной рукой он прижимает к себе сына, а другой - подпирает голову.
Он думает о том, как же ему теперь жить. Черепок разбитого горшка, подкова, обломок колеса – вот всё, что осталось от его некогда большого дома. Возможно, только эти двое и остались в живых…

За эту работу Матвей Афанасьевич получил золотую медаль в 1874 году.

Загадка этой работы в надписи за спиной крестьянина.
Всего три буквы «рим». Да. Именно так, с маленькой буквы.

Искусствоведы объясняют это очень просто: работу эту скульптор создал в Риме, поэтому и надписал её таким образом...
А что нам скажет русский язык?

Слова - «перевёртыши» в русском языке встречаются очень часто. И всегда они несут друг другу противоположный смысл.
Например, «воля», желанная людям, сразу теряется если взять противоположное - «лов». Если отловить кого-то, он потеряет свою волю. Такие же слова «лес» и «село». Одно вовсе не пригодное для жизни человека, а другое – предназначено для человека.

Вот и у слова «рим» есть свой перевёртыш: «мир». Мирное время заканчивается, когда наступает римское время, то есть – военное.

И в этом свете скульптура Чижова начинает выглядеть по-другому. Русский мир разрушил рим - война. И мужику есть о чём задуматься: бытовое – преходяще. Горшок можно склеить, подкову вернуть туда, где ей положено быть, колесо можно выправить...
Но как склеить, вернуть, выправить судьбу сына, которую поломала война?! А сын смотрит на отца, а вместе с ним будущие поколения спрашивают: как же вы, отцы, допустили это…
Made on
Tilda